Буковинские песни
24 прелюдии для фортепиано
1 Гуляє вiтер степовий 3.09
2 Заплакала старша дружка 1.19
3 Звiдки, Ясю? – З-за Дунаю 1.37
4 Ой, в петрiвочку нiчка маленька 1.52
5 Вітер віє, сонце гріє 1.00
6 Кам’яна гора 1.57
7 Ой, пiду в садок 1.04
8 Ой, Канадочка широка 1.05
9 Ой вибила дванадцята 1.11
10 Прилетiла ластiвочка 1.22
11 Закувала зозуленька на хатi, на розi 4.09
12 Якби знала мати 1.35
13 Зелена верба, зелена верба 1.56
14 Вiд поля до поля виросла тополя 2.49
15 Посiяла пшениченьки шiсть зерен 1.02
16 Червона калина бiленько зацвiла 2.28
17 Ой, чиє ж то весіллячко 1.34
18 Червона калинко, листя зелененьке 2.16
19 Риба-щука в морi 1.55
20 Кажуть люди, що я помарнiла 1.49
21 Ой ви, вiвцi, мої вiвцi 2.11
22 Панi пана мала – Петруся кохала 1.32
23 Ти спiваку-небораку, на що ся надiєш 1.48
24 Сопiлочка яворова 1.37
Общее время: 44.29
Алексей Гориболь, фортепиано
Запись 2019 г.
Звукорежиссер – Михаил Спасский
Леонид Десятников – один из самых «текстуальных» композиторов нашего времени, однако в своем последнем камерном опусе – «Буковинских песнях» – он выбирает формат… «24 прелюдий для фортепиано»! Именно так звучит подзаголовок цикла. Идущая от Баха традиция, адаптированная романтизмом в микрокосм «цикла миниатюр», а гипериндивидуалистами Шопеном, Скрябиным etc. возведенная в ранг «интимного дневника художника», скрещивается Десятниковым с закарпатским фольклором. Музыка «Буковинских песен-прелюдий» сочетает интонационную пряность западноукраинских ароматов с приемами из арсенала современной композиторской техники.
«В одном интервью Десятников говорит об инородной первооснове своих сочинений, внешнем импульсе, за которым он идет и от которого отталкивается, очень коротко: “Я называю это макгаффин”. Прочитав, я пошла гуглить. Википедия объяснила, что макгаффин – киношный термин, обозначающий предмет или событие, которые необходимы для развития сюжета и характеров – и при этом совершенно не важны сами по себе. Сундук с пиратскими сокровищами, за которым все охотятся и который не достанется никому, или чеховское ружье, которое провисит на стене все три акта и так и не выстрелит, будут, наверное, ближайшими аналогами. Макгаффин может лежать на самом виду, может мелькнуть и исчезнуть в самом начале, но без него история не закрутится. Самое интересное здесь – это сочетание предельной важности и абсолютной незначительности начального импульса, этой самой точки отсчета: как если бы действующий мир можно было построить из чего угодно, с четырех нот, как в телевизионном шоу» (Мария Степанова, «Буковинские песни: двенадцать попыток заговорить»).
В первый раз эта музыка прозвучала в октябре 2017 года в балете American Ballet Theatre в хореографии Алексея Ратманского, в балет вошли 12 прелюдий из 24. Премьера полного цикла в исполнении Алексея Гориболя состоялась в Перми в июне 2018-го, в Москве «Буковинские песни» впервые прозвучали 1 октября. Именно после московской премьеры была достигнута договоренность о записи «Буковинских песен» «Фирмой Мелодия». Леонид Десятников присутствовал на записи, и она заслужила его высокую оценку.
Творчество Леонида Десятникова – одного из самых востребованных российских композиторов сегодняшнего дня – трудно подогнать под какие бы то ни было рамки. Его не отнесешь ни к «диссидентствующим авангардистам», ни к «советским конформистам», ни к «неофольклористам». В эпоху, когда основная проблема композитора лежит в антиномии «оригинальности» и «заимствований», автор «Детей Розенталя» – оперы о клонированных композиторах-классиках – возводит «неоригинальность» в основной творческий принцип («Чем больше это меняется, тем больше остается тем же самым»). Композитор попросту устраняет оппозицию «свое/чужое». Однако это далеко не идентично неоклассицизму Стравинского с его почти сальериевским отношением к композиции («Музыку я разъял как труп»); напротив, Десятников искренно верит в выбранные цитаты и аллюзии, что обеспечивает слушателям спасительные звукосмысловые «маячки» в мутных потоках современной академической разноголосицы.