Ф. ШУБЕРТ (1797—1828)
Четыре экспромта, соч. 142
I сторона
№ 1 фа минор (11.20)
№ 2 ля-бемоль мажор (8.31)
II сторона
№ 3 си-бемоль мажор (10.48)
№ 4 фа минор (6.35)
Повилас Стравинскас, фортепиано
Звукорежиссер В. Бичюнас
Редактор Р. Жальнерюте
Художник Э. Ложите
Фото Д. Швядаса
Поразительна творческая продуктивность Франца Шуберта, скончавшегося в возрасте 31 года и оставившего около тысячи произведений! Постоянно стремясь «к самому высокому в искусстве», композитор подразумевал под этим оперы, мессы и симфонии, — другие жанры он рассматривал лишь как «пробу пера». Но и в них Шуберт, быть может, сам того не ведая, один за другим создавал шедевры. К ним относятся и экспромты — яркие образцы позднего периода творчества композитора (1827); этот же год принес Фантазию для скрипки и фортепиано, оба фортепианных трио и вокальный цикл «Зимний путь».
В жанре экспромта у Шуберта были предшественники — живший в Вене чешский композитор И. Г. Воржишек (1791 —1825) и учитель последнего В. Я. Томашек (1774—1850); они также писали фортепианные рапсодии, дифирамбы. эклоги. Эти пьесы явились как бы связующим звеном между музыкой венских классиков и первых романтиков. Таковы и экспромты Шуберта, открывающие дорогу опоэтизированной, тонкой романтической миниатюре.
Р. Шуману представлялось, что первый, второй и четвертый экспромты являются частями одной сонаты (для подобного утверждения имеются некоторые основания); автор же (в письме к издателю) указал, что все четыре экспромта могут быть изданы (следовательно, и исполнены) как вместе, так и каждый в отдельности.
Экспромт фа минор написан в свободно трактованной сонатной форме, в нем чередуются несколько контрастных образов. Но тон задает лирико-драматическая главная тема.
Задушевно и поэтично звучит Экспромт ля бемоль мажор, написанный в трехчастной форме; как сама тема, так и первоначально «нейтральная» середина сильно драматизируются. Начало же темы очень напоминает первую часть 12-й сонаты Бетховена, этим подтверждая тесную связь искусства Шуберта с классицизмом.
В форме темы с вариациями написан Экспромт си бемоль мажор. В нем также переплетаются классические и романтические черты, порой предвосхищается стиль Шумана, Шопена. Простота и безыскусность темы чрезвычайно близки австрийской народной музыке.
Варианты этой же мелодии использованы Шубертом в медленной части Струнного квартета ля минор, во втором антракте из музыки к пьесе Г. фон Шези «Розамунда».
В экспромте фа минор — последнем в опусе — наиболее ярко выявлено танцевальное начало и скерцозность, подчеркнутая своеобразием ритмических акцентов. Здесь можно услышать далекий отголосок популярнейшего Музыкального момента, написанного в той же тональности.
* * *
Повилас Стравинскас (р. 1950) окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу профессора Я. Мильштейна. Ныне он солист Государственной филармонии Литовской ССР, педагог Вильнюсской консерватории. В репертуаре пианиста — концерты Моцарта, Листа, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, сонаты Моцарта, Бетховена, Шуберта и Шопена, произведения Шумана, Мусоргского, Чюрлёниса. С выдающимися литовскими исполнителями им подготовлены разнообразные камерные программы.
А. Таурагис