Сторона 1 — 23.36
Любите русский язык (Из выступления перед молодежью)
Сторона 2 — 21.57
Стихотворения
Ночь весны.
В сельской школе.
На переговорном пункте
Юность.
Та, которую я знал.
Сердце
Читает автор
Реставратор Е. Дойникова.
Редактор С. Еремова.
Художник А. Вартанян
Владимир Луговской был свидетелем и участником великих исторических событий, определивших судьбу планеты. Ровесник века, он был поэтом, осмыслившим глобальные проблемы современности. В русскую поэзию он внес свою неповторимую интонацию жизнеутверждения, дух революционной романтики, победительную силу молодости.
Владимир Луговской был очень русским поэтом. Его поэзия заряжена колдовской силой русской земли, богатырской удалью, вселенским размахом, ей присущ непостижимый дух русской природы, Родины, берущей свое начало от «башен, запоров, и рвов, и кремлей, и лика рублевской Троицы». Всесильна приверженность Владимира Луговского к народной судьбе, к ветру эпохи, к снам революции, к материнскому лону снеговой и дремучей земли предков. Другой земли для поэта нет и быть не может: «и нет еще стран на зеленой земле, где мог бы я сыном пристроиться...» И от этой гордой уверенности — безграничная любовь к другим народам, осязаемая близость иных времен — прошедших и будущих.
Для Владимира Луговского всегда было животрепещуще важным — история родной земли, пути человечества, прошлое народов, хотя он жил и творил во имя будущего.
Уже в самых ранних своих стихах Владимир Луговской стремился доказать, «что жизнь на земле создана для счастья, а не для бессмысленной гибели, что человечество передает от поколения к поколению золотую ветвь своей культуры, выстраданной, возвеличенной мучениками и героями борьбы за единственно правильное и достойное человеческое существование».
Своим творчеством поэт самоотверженно служил русской культуре, был пламенным пропагандистом литературного наследия, красоты и богатства родного языка.
В конце своей жизни Владимир Луговской, по просьбе Радиокомитета, обратился к молодежи с речью «Любите русский язык». Больной, после инфаркта, лежа на тахте в своем кабинете, он надиктовал на пленку свое выступление. Он не готовил его специально, в архиве поэта не осталось ни заготовок, ни тезисов к этому выступлению. Впоследствии, переписанная с пленки, эта беседа вошла в сборник его статей о поэзии и в собрание его сочинений.
Эта беседа — свободная импровизация того, что было выношено им за годы творчества, выстрадано всей жизнью, всей огромной любовью к родной литературе, к русской речи, — и ответственность за нее. Это напутствие поэта, в котором он стремился передать молодежи «золотую ветвь» русской культуры, призывая бережно хранить традиции русской классики, оберегать чистоту русской речи.
«Мы вместе с вами, — говорил поэт, — творим и продолжаем великий русский язык. Творим и продолжаем потому, что он бесконечно обогащается новым прибоем слов, новыми оборотами, новым содержанием...»
Богатство и красоту русского языка Владимир Луговской мастерски использовал в своей поэзии. Кто не знает его знаменитого стихотворения «Песня о ветре»? Эта маленькая поэма, написанная Луговским на заре творчества, до сих пор поражает силой чувства, емким лаконизмом, дерзостью ритмических переходов, лексическим многоголосием. Она как бы сливается с народной песней.
С годами Луговской становится сдержанней, зорче, проще. За строками его стихов ощущается весомая многокамерность философской мысли, глубина мироощущения, космичность его поэтического полета, происходит процесс осознания сущности бытия.
Венцом лирики Луговского является книга стихов «Солнцеворот», последняя книга, изданная при жизни поэта. Одно из самых задушевных стихотворений этой книги носит название «В сельской школе». Ночь, сельская школа, топится печь. Молодая учительница беседует с поэтом. «Ты чему их научишь, родная моя, присмирелости, гордости, правде иль кривде? Кто из них будет книгою бытия, кто слепой запятой в неразборчивом шрифте?» — спрашивает ее поэт, как бы призывая молодую учительницу понять всю меру ответственности за будущее молодого поколения, вверенного ей.
Поэзия Луговского наполнена многоголосием людских судеб, разнообразием ритмов, в которых слышится биение человеческих сердец, неумолчный гомон времени, огромность человеческого бытия. Отсюда и высокое предназначение поэта «жить, с гордостью жить, не мигая глядеть в синеву. Всю радость, весь труд людей нести, как счастливое бремя...» («На переговорной»).
Поэзия Луговского учит правде, силе, мужеству. Только в борьбе за утверждение на земле высокой романтики и красоты человек закаляет свои нравственные силы, становится духовно прекрасным.
Стихи Луговского воспевают юность, эту прекрасную и неповторимую пору человеческой жизни, молодость нашего мира, и утверждают закон вечного обновления. Вот почему в поэзии Луговского образы весны и юности неотделимы друг от друга: «И по-девичьи дремлют два янтарных ствола, будто юность на землю в эту полночь пришла» («Юность»).
Луговской любил сказку, не мыслил жизни без сказок. Он призывал людей стать великанами духа в жизни, в труде, в любви... «Нам очень нужны великаны, чтоб тихо цвели поля, чтоб двигались мы в мирозданье, чтоб нежились детские сны. И добрые великаны нам тоже очень нужны» («Сердце»).
Таким добрым великаном был поэт Владимир Луговской.
Майя Луговская