Есть магический клич, на который моментально отзываются музыканты и любители джаза. Именно так случилось и на этот раз: сразу, как только стало известно, что энтузиасты из ярославского джаз-клуба планируют грандиозный фестиваль,— к нему начали готовиться джазовые ансамбли буквально по всей стране. Желающих принять участие было так много, что на помощь пришел Ярославский обком комсомола, внесший неоценимый вклад в организацию этого прекрасного музыкального праздника. На фестивале выступили свыше тридцати коллективов и более двухсот самодеятельных и профессиональных музыкантов, приехавших из разных уголков нашей страны. Большинство из них не ведет постоянной гастрольной деятельности, однако несет в себе настолько большой творческий потенциал, что без него панорама советского джаза была бы неполной.
От фестивалей подобного рода прежде всего ждут ответа на вопрос: «Что нового?». И хотя в Ярославле выступили многие наши джазовые знаменитости, и публика горячо аплодировала Владимиру Чекасину и Давиду Голощекину, Владимиру Тарасову и Игорю Брилю, Виктору Бударину и Алексею Кузнецову, немалый интерес вызвали и новые имена, новые тенденции, новые коллективы, недостаточно известные широкой публике и потому ставшие открытиями этого смотра.
Из прошедших шести концертов фестиваля очень сложно было выбрать для этой пластинки сорок минут музыки. Критериями в отборе были новизна и самобытность, художественное мастерство, техническое качество звукозаписи. Хотелось также, чтобы пластинка была и географически представительной. Поэтому от чего-то пришлось отказаться, что-то дать в отрывках...
Первую сторону пластинки открывает джаз-оркестр «Ритм» из Калининграда — своего рода «сборная» этого прибалтийского города. Еще в начале 70-х годов этот оркестр сверкнул на джаз-фестивалях в Горьком, Донецке и Вильнюсе. Три последних года его возглавляет большой энтузиаст оркестрового джаза Виктор Авдеев. Оркестр в замечательной форме, хотя выступает он только на специальных мероприятиях, фестивалях и неделях джаза Легкий и упругий свинг (в оркестре две ритм-секции!), тяготение к композиционным формам и современным ритмам. После сложной программы и бурных аплодисментов оркестр, уже на бис, неожиданно сыграл фантазию на классические джазовые темы — «Чаттанугу», «Нитку жемчуга», «Патруль», «В настроении». Этот эпизод, ставший кульминацией их выступления, и запечатлен здесь.
Владимир Резицкий и его архангельский ансамбль принадлежат к тому же поколению советского джаза, которое принесла волна фестивалей, прокатившихся по стране в начале 70-х годов, вслед за памятными праздниками джаза в Таллине и Москве. С самого начала (а группа существует около десяти лет) творчество этого коллектива отличал широкий стилистический диапазон: от классического джаза до современной музыки, от своеобразного переосмысления русского северного фольклора до экспериментов с электронными эффектами. Последние два года группа «Архангельск» заметно творчески прогрессирует, результатом чего явился ее успех на ленинградских «Осенних ритмах-80», на джаз-фестивалях в Хибинах и Ярославле. И хотя специалисты уже давно причисляют «Архангельск» к советским джаз-ансамблям «высшей лиги», широкая публика знает о нем еще очень мало. На этой пластинке помещен отрывок из его интересной театрализованной композиции.
Неуклонно развивается джаз в Латвии: рижский фестиваль «Ритмы лета» проводится регулярно, джаз-клуб активен, республиканская печать пишет о джазе квалифицированнее и подробнее, чем иной раз центральная пресса. Тем не менее возможностей услышать талантливых рижских музыкантов за пределами Латвии почти нет. В Ярославль комсомол прислал ансамбль, куда вошли ведущие джазовые солисты республики — Гунар Розенберг, Раймонд Раубишко, Ивар Вигнер. С огромным воодушевлением приняла публика их блюз в нестандартном метре 11/8 (3+3+3 +2), исполненный с настоящей «блюзовой душой».
Фестиваль мог бы преподнести немало сюрпризов тому, кто думает, что история советского джаза делается сегодня только в столицах или что заслуживает внимания лишь творчество ансамблей, ангажированных концертными организациями для постоянной гастрольной работы. Оркестр «Радуга» из маленького Рыбинска, руководимый заслуженным работником культуры РСФСР Аркадием Шацким, играет современный репертуар со столичным изяществом. У себя дома коллективу приходится выполнять те же функции, что и, скажем, любому оркестру телевидения — играть все формально коллектив самодеятельный, но без подсказки об этом не догадаешься. Он участвовал в культурной олимпийской программе, его стремятся заполучить на джаз-фестивали.
А как порадовали два ансамбля из Средней Азии, редкие гости в наших краях! Алма-атинский «Бумеранг» широко пользуется не только интонациями, но и разнообразными ударными инструментами народов Азии. Тон в нем задают два уйгурских музыканта — братья Ибрагимовы и тонкий знаток восточной музыки Юрий Парфенов. Труба у Парфенова звучит как сато (узбекская виола), таким стилем в мировом джазе больше никто не играет. Зато у ташкентца Семена Мордухаева саксофон поет как зурна, что также придает его игре исключительную самобытность и уникальность. Оба коллектива показывают большие возможности взаимопроникновения азиатского монодического и европейского гармонического языков.
Эстонский пианист Рейн Раннап известен и как композитор, исполнитель классики, и как рок-музыкант, и как джазовый солист. Многообразие его творческих интересов проявляется и в его игре, отличающейся политематизмом, богатой фантастическими, зыбкими образами. Импровизации на темы эстонского фольклора часто присутствуют в его концертных программах.
Звуковую хронику ярославского фестиваля завершает ансамбль «Старый Арбат», родившийся и приобретший оригинальное творческое лицо в Московской студии эстрадной и джазовой музыки Этот ансамбль, тяготеющий к современным выразительным средствам, к яркой сольной концертной игре, часто исполняет пьесы из джазового репертуара давних лет, обрабатывая их с юмором и выдумкой.
Четыре дня «Джаза над Волгой» показали и широту географии, и многоцветье красок, и разнообразие ресурсов советского джаза Хотелось бы, чтоб и эта звукозапись отразила эти черты.
Алексей Баташев