Сторона 1
Б. БАРТОК (1881 — 1945)
Квартет № 6 для двух скрипок, альта и виолончели
1. Mesto. Vivace (7.40)
2. Mesto. Marcia (7.59)
3. Mesto. Burletta (7.27)
4. Mesto (6.58)
Сторона 2
Г. КУПРЯВИЧЮС (p. 1944)
Шесть пьес на темы литовских народных песен для двух скрипок, альта и виолончели (9.05)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КВАРТЕТ ИМЕНИ М. К. ЧЮРЛЁНИСА: Р. Шюгждинис, С. Кишкис, А. Грижас, С. Липчюс
Звукорежиссер В. Бичюнас
Редактор Р. Жальнерюте
Художник Э. Цукерманас
Запись 1981 г.
Первое и последнее обращение к струнному квартету — так можно сопоставить записанные на этой пластинке произведения. Молодой композитор Г. Купрявичюс познакомил слушателей со своими обработками народных песен в 1969 году, вскоре после окончания Вильнюсской консерватории. Он уже был автором целого ряда камерных произведений и телеоперы, но к струнному квартету обратился впервые. Музыка шести пьес на темы литовских народных песен проста, сдержанна и вместе
с тем ярко эмоциональна.
Август 1939 года Бела Барток провел в Швейцарии, на вилле своего друга Пауля Захера. Несколькими годами раньше для руководимого Захером Базельского камерного оркестра Барток написал гениальную музыку для струнных, ударных и челесты, а затем работал над Дивертисментом. Очереди ожидал Шестой квартет. Дивертисмент был закончен за две недели до начала второй мировой войны, а квартет — уже после оккупации фашистами Польши, в конце ноября. Струнный квартет стал последним произведением, написанным Бартоком в Европе, до эмиграции в США. «Отличное сочинение первоклассного мастера» — так несколько позднее оценит зтот квартет Д. Шостакович.
Некоторое упрощение музыкального языка, заметное уже в Пятом квартете, на этот раз проступает еще более отчетливо. Кроме того — и это характерно для позднего Бартока в целом — его музыка, по словам венгерского музыковеда академика Б. Сабольчи, излучает «мелодическое богатство, удовлетворенную и умиротворенную гармонию, счастье обретения родины и чувство приподнятости в таком избытке, словно композитор именно теперь, в самые мрачные годы, нашел свою веру, свои убеждения, свой оптимизм. Никогда раньше он не писал так мелодично и так «общепонятно», как в это время. Быть может, никогда прежде он не был так преисполнен любви и сострадания к людям, как теперь, и никогда еще до сих пор ему не удавалось объединить достижения всей своей жизни в таком могучем синтезе».
И все же в Шестом квартете преобладают мрачные образы, отмеченные нотой трагизма — на это повлияли обстоятельства его создания. Эмоциональный тон произведению задает печальная мелодия-лейттема Mesto, звучащая перед каждой частью. Она воспринимается как эпиграф, выражающий беспокойство одинокой души, глубокие размышления. Первоначально лейттему исполняет альт соло. Повторение лейттемы превращает ее в ритурнель, который каждый раз расширяется и наконец
становится самостоятельной четвертой частью. Музыка первой части беззаботна и весела. Весь эпизод Vivace вырастает из игривого мотива и, несмотря на сонатную форму, не содержит сильных контрастов. Наоборот, местами даже чувствуется гайдновская простота.
В начале второй части ритурнель, уже двухголосный, звучит чуть драматичнее. Вслед за ним следует грубый, угрожающий Марш — символ войны. Тема Марша дана в различном облике, но музыка остается бездушной, механической, местами приобретая черты гротеска. В середине Марша — как контраст — звучит плач, который начинает виолончель.
Возвращается ритурнель (на этот раз трехголосный). Теперь его прерывает грубая издевка, саркастический смех — начинается Бурлетта. По словам музыковеда Й. Уйфалуши, это «протест композитора против бесчеловечного XX века, устрашающей машинной цивилизации». Очень характерна сама тема Бурлетты, напоминающая кривлянье паяца, гримасу. Позже ритм становится более изысканным, диссонансы — более острыми. В Бурлетте, как и в марше, имеется небольшой контрастный эпизод — лирическое Andantino. Но в коде оно также превращается в объект насмешки.
И вот ритурнель (теперь уже четырехголосный) звучит в последний раз, становясь финалом квартета, постлюдией. Жалобная песнь льется безостановочно, соответственно окрашивая обе темы первой части, которые здесь возникают словно воспоминание о прошлом. С нами разговаривает умудренный жизненным опытом, но сломленный невзгодами, уставший человек.
Квартет имени Чюрлёниса выступил с первым концертом в 1968 году, когда его участники были еще студентами Государственной консерватории Литовской ССР и занимались в классе квартета профессора Э. Паулаускаса. Коллектив дал более 800 концертов, принял участие во многих всесоюзных и международных фестивалях камерной музыки, а также в международном конкурсе в Женеве. В репертуаре ансамбля около 80 произведений. В 1977 году за большие музыкальные достижения и заслуги перед литовской музыкальной культурой квартету было присвоено имя классика литовской музыки и живописи М. К. Чюрлёниса.
А. Таурагис