Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
АНТАНАС РЕКАШЮС (р. 1928) окончил класс композиции Ю. Юзелюнаса в Государственной консерватории Литовской ССР. Основные его произведения — четыре симфонии и три балета.
В этих сочинениях проявилась склонность А. Рекашюса к современной музыкальной речи: экспансивная динамика, острая ритмика, контрасты настроения.
Упомянутые выразительные средства сконцентрированы и в его ДИАФОНИИ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ И КАМЕРНОГО ОРКЕСТРА (1975). Название следует понимать как сопоставление двух тембровых сфер, двух динамических плоскостей. Явное главенство сольного инструмента сближает произведение с небольшим концертом.
Первая часть, Allegro vivace, — выразительный, речитативный монолог виолончели, сопровождаемый отдельными репликами оркестра.
Вторая часть, Andante, контрастна первой по настроению, тембру, фактуре, динамике, темпу. Виолончель звучит на выдержанном, словно «застывшем» фоне оркестра.
Третья часть, Presto, — энергичный, жанровый финал.
Композитор ОСВАЛЬДАС БАЛАКАУСКАС (р. 1937) окончил Киевскую консерваторию по классу композиции Б. Лятошинского (1969). Главное внимание в творчестве уделяет инструментальной музыке. Среди важнейших произведений — Концерт для виолончели и камерного оркестра («Ludus modorum»), Концертино для фортепиано и струнных, два струнных квартета, «Extrema» для квинтета духовых, ксилофона и арфы, «Ретроспектива» для виолончели и фортепиано, «Девять источников» для гобоя и клавесина, сонаты для фортепиано, органа, скрипки и фортепиано, альта, цикл пьес для скрипки и фортепиано «Как прикосновение морской волны». О. Балакаускас — яркий представитель литовской музыки, широко использующий в своем творчестве современную композиторскую технику.
Симфония (1973) полна острых ритмов, динамики, элементов гротеска, сосредоточенности и лирики. Симфония состоит из трех частей. Первая часть в модифицированной сонатной форме (вслед за разработкой — небольшая кода) основана на принципе повторности трех мотивов, контрастных по своему тембру, динамике и настроению. Вторая часть в свободной форме с чертами трехчастности построена на одной теме и отличается несколько фантастическим характером. Третья часть — энергичная, токкатная, приближающаяся к рондо-сонатной форме.
ИОНАС ДОМАРКАС (р. 1934) — молодой литовский композитор. В его творчестве преобладают инструментальные произведения.
КАПРИЧЧИО для оркестра (1976) основано на характерном ритме тарантеллы. Это сверкающее, типично концертное произведение, живое и задорное.
В. Герулайтис