Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
НАКАЗАННАЯ ЦАРЕВНА
русская народная сказка
ЧИТАЕТ А. БОРЗУНОВ

Издавна говорили в народе, когда хотели передать восхищение девичьей красотой, умом, добротой: «царь-девица»! И часто красавица действительно оказывалась царской дочкой — звали ее Марьей да Настасьей, Василисою Премудрой и даже Еленой Прекрасной. Но дело-то ведь было совсем не в том, что родилась «красна девица» в царском дворце и ходила в шелках, соболях да бархатах! Когда любимому ее грозила беда, гордая царевна от всего этого
отказывалась, лишь бы спасти, помочь, утешить...
А вот героине русской народной сказки «Наказанная царевна» даже в голову прийти не могло, что можно полюбить «до смерти» — и уж тогда совсем не важно: королевич ли ее суженный или «простой мужик». Ни о чем таком она и помыслить не могла, хотя ума, хитрости да изворотливости ей было не занимать. Но и ум-то у нее был недобрый, никому не принесла радости ее царская спесь да гордость. И потому сказка не назвала ее ни «девицей-красой», ни «царь-девицей», а просто-напросто «царской дочкой». И наказала ее раньше, чем это сделал Иванушка, отняв у нее имя. Так и осталась она ни Марьей, ни Настасьей, а всего только жестокой царевной.
В удел этой царевне досталась несладкая доля. Но и того мало, потому что у сказки, как и у народа, мудрое и строгое правило: коль уж казнить, так голову с плеч, а коли миловать, то так, чтоб никогда не вспоминать о прошлых ошибках. Да только не за что было ее миловать — ведь ей-то и в голову не пришло пожалеть и оставить в живых хоть одного из недогадливых женихов. А уж когда нашелся один смекалистый да умный, не могла же она признать, что царская дочь оказалась глупей «простого мужика»...
Когда ты будешь слушать эту сказку, тебе придется поразмыслить, что лучше: спесь или скромность, неправедная жестокость или жестокая справедливость. Ведь сказка эта совсем не милая и покладистая бабушка, прощающая все грехи по молодости лет. Нет, она сурова, она гневно хмурит брови и не шутит, когда речь заходит о пренебрежении к человеческой жизни, уму и достоинству. И она права, когда жестоко судит, когда срывает царскую корону, а на ее место навсегда и так крепко, что никакими топорами и пилами не срубить, водружает поверх девичьих кос уродливые и гнущие голову к земле... рога. Теперь гордой царевне придется прятаться от всего света, всегда смотреть в землю, всегда кланяться простому люду и виниться всю жизнь.
Это, конечно, сказка. Никогда не бывало, чтобы у человека выросли рога. Но вспомни многие другие легенды, которым по тысяче и больше лет. Вспомни о жадном царе Мидасе, который, к чему бы ни прикоснулся, все превращал в мертвый металл, пусть и блестящий, но ведь мертвый! Это тоже жестокая сказка, но справедливая. И в ней — не все вымысел. Жизнь казнит тех, кто отрекается от любви и доброты во имя богатства ли, знатности или просто по жестокому капризу. И так бывает на самом деле. Иначе не передавались бы из века в век, из поколения в поколение, от народа к народу мудрые притчи об уме истинном и мнимом, о правде и лжи, доброте и злобе, верности и предательстве.
М. Бабаева