I сторона
X. АНДРИССЕН (p. 1892)
Вариации и фуга на тему Кунау (соч. 1935 г.) — 11.00
П. ЧАЙКОВСКИЙ (1840 — 1893)
Серенада для струнного оркестра до мажор, соч. 48
1. Пьеса в форме сонатины — 9.06
II сторона
2. Вальс 3. Элегия 4. Финал (русская тема) — 20.06
Запись по трансляции 1976 г.
С 1970 года в Западном Берлине проводятся Международные конкурсы молодежных оркестров имени дирижера Герберта фон Караяна — творческие соревнования, снискавшие большой авторитет в музыкальном мире. В конкурсе неоднократно принимали участие молодежные коллективы из Советского Союза. Они каждый раз оказывались среди победителей, тем самым демонстрируя высокий уровень и преимущества советской системы музыкального образования.
В 1976 году в качестве представителя советского музыкального искусства в Западный Берлин был направлен струнный оркестр Вильнюсской школы искусств имени М. К. Чюрлёниса, который великолепно зарекомендовал себя во время многочисленных выступлений на родине и за рубежом. Более двух десятилетий этот коллектив возглавляет народный артист Литовской ССР, лауреат Республиканской премии, профессор Саулюс Сондецкис, пользующийся большой известностью как руководитель Литовского камерного оркестра.
Сондецкис создал стройную и целенаправленную систему воспитания юных музыкантов, подготовки их к будущей самостоятельной работе в симфонических и камерных оркестрах. Ставя перед своими питомцами весьма высокие требования, он добивается прекрасных результатов. Специалисты и печать неоднократно отмечали, что этот «школьный» оркестр демонстрирует исполнительское мастерство, редкое даже во многих профессиональных коллективах. Искусство вильнюсских музыкантов было по достоинству оценено во время их выступлений в Москве, Ленинграде и других городах страны, в Венгрии (1964) и Голландии (1973).
В 1976 году литовцы оказались самыми юными участниками конкурса в Западном Берлине. Все остальные симфонические и камерные оркестры (из Австралии, Австрии, Болгарии, Польши, США, ФРГ, Финляндии, Чехословакии и Японии) состояли из студентов музыкальных вузов и молодых профессионалов.
Каждому коллективу была предоставлена возможность выступить с публичным концертом. Международное жюри, составленное из видных музыкальных деятелей разных стран, единодушно отдало предпочтение советскому оркестру, блестяще исполнившему произведения Пёрселла, Манфредини, Чюрлёниса, Баёраса, Шостаковича и Чайковского: коллектив был удостоен золотой медали. Среди многих, кто высказал свое восхищение игрой литовских музыкантов, был Герберт фон Караян. «Это фантастически, это граничит с невозможным», — заявил он, прослушав в исполнении вильнюсцев Камерную симфонию Д. Шостаковича. Газета «Тагесшпигель» после конкурса привела такое высказывание знаменитого дирижера: «Если молодежь так играет, то нечего тревожиться за будущее музыки. Советский оркестр под управлением
Саулюса Сондецкиса, в котором играет молодежь от 14 до 18 лет, может показать любому профессиональному камерному оркестру образец вдохновенного, одухотворенного, точного и совершенного в каждом такте музицирования».
После конкурса струнному оркестру Вильнюсской школы искусств имени Чюрлёниса было присвоено почетное звание заслуженного коллектива республики. С большим успехом проходили его выступления в Голландии (1977), на «Интерподиуме» международного фестиваля «Братиславские музыкальные празднества» (Чехословакия, 1978). В 1979 году вильнюсцы были приглашены в Западный Берлин для участия в фестивале «Берлинер фествохен» наряду с самыми выдающимися коллективами и солистами из разных стран. Газета «Вархайт» так откликнулась на выступление советского молодежного оркестра: «Литва, о которой первый литовский профессиональный композитор М. К. Чюрлёнис в начале XX века с грустью писал, что в ней нет ни одной музыкальной школы, ни одного оркестра, — ныне обладает, пожалуй, лучшим молодежным оркестром в мире».
К. НАЙНИС
Звукорежиссер В. Бичюнас. Редактор Р. Яутакас. Художник М. Богуш. Фото Д. Швядаса
Зак. 249—О—3000