Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
1 сторона
Соната-баллада для скрипки и фортепиано 12.45
Задумчивость 2.17
Скерцино 3.14
Элегия 3.50

2 сторона
У озерка 6.03
Экспромт 3.42
Adagio 4.10
Allegro giocoso 5.11

Юргис Дварёнас, скрипка
Алдона Дварёнайте, фортепиано (1—4)
Литовский камерный оркестр. Дирижер Саулюс Сондецкис (5—8)

Звукорежиссер В. Бичюнас
Редактор Р Яутакас
Художник О. Шимайтите
Фото В. Корешкова

Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и Литовской ССР, пианист, дирижер и композитор, профессор Балис Дварёнас закончил Лейпцигскую консерваторию сначала по классу фортепиано (в 1924 г.), а затем экстерном и по классу симфонического дирижирования (в 1939 г.). С 1926 года он вел специальный класс фортепиано в Каунасском музыкальном училище, затем в Каунасской консерватории и в Государственной консерватории Литовской ССР. Б. Дварёнас был главным дирижером оркестра Каунасского радио, позднее Симфонического оркестра Государственной филармонии Литовской ССР (в 1940—1941 и 1958—1961 гг.), а также бессменным главным дирижером всех состоявшихся при его жизни республиканских праздников песни.
Б. Дварёнас приобрел известность как автор многочисленных музыкальных произведений, причем он одинаково плодотворно трудился в самых различных жанрах. Его перу принадлежат опера «Даля», балет «Сватовство», Симфония, скрипичный и два фортепианных концерта, Концерт для валторны с оркестром, увертюры, сольные и хоровые песни (в том числе написанный совместно с И. Швядасом гимн Литовской ССР), инструментальные пьесы, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям. На протяжении всего творческого пути композитор оставался верен основным чертам своею стиля: мелодичности, близости к интонациям народной песни, ясности формы и простоте гармонии, яркости инструментовки.
Б. Дварёнас писал для скрипки не так часто, как для фортепиано или голоса. Тем не менее выразительными средствами этого инструмента он умел передать самые интимные нюансы своих чувств и настроений. Уже в одной из первых его миниатюр — «Pezzo elegiaco» — заметно преобладание теплого лиризма, выразительной напевности, подчеркнутое центральным эпизодом народного танца. Его скрипичный концерт, написанный в 1948 году, принадлежит к значительным образцам этого жанра в советской музыке.
Тяга к скрипке рождала все новые произведения. В одном из писем Б. Дварёнас признавался: «Я встал перед своеобразной проблемой — Сонаты для скрипки и фортепиано. С одной стороны их вроде бы написано столько, что ничего нового и не надо. А между тем хочется еще раз встретиться со скрипкой. И это желание не дает покоя. О чем я буду думать во время работы? О солнце!» Эти слова лучше всего раскрывают суть идейно-художественного замысла Сонаты-баллады для скрипки и фортепиано, написанной в 1965 году.
Наряду с крупными произведениями Б. Дварёнас регулярно писал небольшие пьесы. В миниатюре «У озерка» преобладает кантилена, свойственная литовской народной музыке. По случаю окончания сыном композитора школы искусств имени М. К. Чюрлёниса, в 1960 году было написано Скерцино. «Задумчивость» и «Элегия», в основном, отражают быстрые перемены настроения. В последние годы (1969—1972) Б. Дварёнас написал три пьесы (они были инструментованы Ф. Баёрасом), составляющие своего рода цикл: Экспромт, Adagio, Allegro giocoso.
Юргис Дварёнас