Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В прошлом веке появилось несчетное количество детективных романов и рассказов; в большинстве из них были умопомрачительные приключения, бегства, погони, розыски, драки, убийства, кражи, преступники и сыщики, но не было в них главного, человеческого: не было убедительной речи о добре и зле.

Сидя за такой детективной книгой в которой много острых происшествий, но думать над которой не обязательно (за тебя подумает кто–то другой, например, сыщик, нетребовательный читатель испытывает особого рода удовольствие: ему кажется, что это именно он, САМ все раскрывает, а сыщик только подтверждает его догадки.

Попадись этому человеку увлекательная, но, к тому же, содержащая интересные мысли книга, он прочитал бы ее и получил бы много полезного. Но, как назло, ему подвертывается один детектив за другим, за вторым третий, за третьим – четвертый, и человек этот незаметно свыкается с таким бездумным, пустым чтивом...

В двадцать семь лет Роберт Луис Стивенсон написал пародию на детективные сочинения. Литературная пародия обычно подражает форме какого–нибудь произведения, произносит тоном какого–нибудь писателя нелепости, и поэтому сам тон, сам стиль кажется смешным, подчеркнуто абсурдным.

Но бывают такие пародии, где смеются и над содержанием чьих–то произведений. Такую пародию и написал Стивенсон. В ней он подражал содержанию многих детективных романов, романов с надуманным, несуразным действием. Однако конец действия у Стивенсона – совсем другой, неожиданный, полный серьезного смысла.

Пародия Стивенсона называется – «Новые тысяча и одна ночь» («Алмаз Раджи» – вторая, самостоятельная ее часть).

Знаменитые арабские сказки – «Тысяча и одна ночь» – как бы переходили одна в другую; точно так же связаны друг с другом истории, рассказанные Стивенсоном в «Клубе самоубийц» и «Алмазе Раджи». И, как у арабских сказок, у них – тоже один, общий рассказчик: Флоризель, принц Богемский, который после истории, происшедшей с алмазом, перестает быть принцем и занимается тем, что продает табак. С ним уже больше не случается опасных и увлекательных приключений.

В этой постановке заканчивается история об исчезновении знаменитого алмаза, заканчивается история самого алмаза, принесшего столько зла. Он больше никого не введет в соблазн, не будет толкать людей на преступления; он исчезает безвозвратно, но зато остаются молодые влюбленные – Френсис Скримджер и Мисс Венделер, остается добрый Флоризель...

Владимир Лапин

Конверт АЗГ. Зак. 723, Тираж 10000