Бронюс Кутавичюс (р. 1932)
КОСТЯНОЙ СТАРИК НА ЖЕЛЕЗНОЙ ГОРЕ
Детская опера в двух частях
Либретто С. Геды
1 сторона (15.30)
Пролог
Первая часть
2 сторона (19.07)
Вторая часть
Беатриче Гринцявичюте
Григорий Гордон
Хор и Ансамбль юных скрипачей Вильнюсской средней школы искусств им. М. К. Чюрлениса
Руководители: Римантас Зданавичюс, Тадас Шярнас
Звукорежиссер В. Бичюнас
Редактор Р. Жальнерюте
Художник Т. Лекене
Броиюс Кутавичюс родился в 1932 году в деревне Молайняй Паневежского района. В 1964 году он закончил Государственную консерваторию Литовской ССР по классу композиции у профессора А. Рачюнаса. У творчества Кутавичюса разнообразнейший круг почитателей. Очарование и высокий профессионализм его музыки кроются в точном выражении идеи, логичности ее развития. Наиболее зрелые произведения композитора — Первый струнный квартет, вокальный цикл «На берегу», Симфония, Дзукские вариации, Маленький спектакль, Струнный квинтет «Часы прошлого»
Опера «Костяной старик на железной горе» (1976 г.) на либретто С. Геды очень оригинальна. В ней нет отдельных солистов, а потому нет и сольных номеров. Главную роль играет хор. Он и «действующее лицо», и сторонний наблюдатель, и комментатор действия, и иллюстратор. Лишь в отдельных эпизодах хоровые номера сменяются небольшими диалогическими сценками или репликами сказительницы. Оркестр невелик по составу: струнные, фортепиано, флейта, фагот и ударные. Его функция — сопроводительная и местами иллюстративная. Вокальные партии носят речитативный характер. В эпизодах хорового tutti подчеркнут ритм разговорной речи. Музыкальный язык оперы современен и в то же время вполне доступен для детей
Краткое содержание
Пролог. На краю поля Воробей уговаривает Мышку сеять пшеницу. Жадная Мышка пытается обмануть Воробья и присвоить зерно. Вспыхивает спор, решить который может только судья.
Первая часть. Мышка и Воробей отправляются искать правду. Встретив Сокола, они просят решить их спор. Но Мышка, не дожидаясь решения, глотает зерно. Рассерженный Воробей ранит Сокола. Раненый Сокол летит к Человеку и просит выручить его, обещая вознаградить. Сокол выздоравливает и, посадив на спину Человека, летит искать клад. В густом лесу они находят избу старшей сестры Сокола. Но она отказывается подарить им кольцо. Они летят дальше. Вторая сестра отказывается подарить полотно: оно ей дороже брата. Третья сестра дарит Человеку сундук, но запрещает заглядывать внутрь до возвращения домой. Человек, не утерпев, открывает сундук, оттуда сыплются головы. Все это — происки Костяного старика, который только и ждал, чтобы Человек не послушался. Человек просит у Костяного старика помощи, обещая ему отдать то, чего он не оставил дома.
Вторая часть. Скрепив обещание кровью, Человек возвращается домой, а там в колыбели кричит младенец. Вдруг он начинает расти и выходит из колыбели. Человек в отчаянии: сын обещан Костяному старику и должен отправиться на железную гору. Юноша выходит в мир. Встретившиеся ему по дороге старушки-колдуньи говорят, что не видели Костяного и никогда не слышали о нем. Юноше помогает старушка-водяная. Она велит ему идти к морю и ждать прилета лебедей — дочерей Костяного старика. Они сбросят перья и станут нырять. Тогда он должен будет взять перья младшей из них. С первого раза юноша по ошибке берет перья старшей. Сестры избивают его, но во второй раз он угадывает правильно. Девушка-лебедь несет юношу в царство Костяного старика. Костяной задает ему три урока: за ночь вырастить пшеницу и испечь хлеб, выловить в море рыбу и объездить коня. Девушка помогает юноше справиться с задачами. За это Костяной должен отдать юноше в жены младшую дочь. Но он превращает девушек в дюны и велит юноше узнать свою нареченную. Юноша сразу же показывает на дюну, лежащую в стороне. Костяной старик запирает дочь в темницу.
Но дочери удается перехитрить отца и сбежать. Юноша и девушка счастливо добираются до дома Человека. Обрадованный возвращением сына, отец отдает ему сундук. Сын открывает его. Оттуда выскакивают солдаты. Они приводят Костяного старика и велят идти пасти свиней.
Светлана Пуйдокене
РЗГ
1980 3452 1500