Шведский певец Николай Гедда (тенор) принадлежит к числу самых выдающихся вокалистов-художников нашего
времени. Вот уже почти тридцать лет продолжается его артистическая карьера, снискавшая певцу широкое признание любителей музыки во многих странах мира.
Н. Гедда родился в Стокгольме в 1925 году в семье русского хормейстера М. Устинова. Отец и стал первым
учителем будущего певца. Детство Гедды прошло в Лейпциге, где пятилетним мальчиком он начал петь в хоре, которым руководил отец. «В это время, — вспоминал позднее артист, — я усвоил две очень важные для себя вещи: во-первых, что я горячо люблю музыку, а во-вторых, что у меня абсолютный слух». Однако серьезно заниматься пением Гедда стал значительно позже, в 1949 году у известного вокалиста и педагога Карла Эмана. Затем учился в оперной школе при музыкальной академии в Стокгольме.
Дебют Гедды состоялся в апреле 1952 года на сцене Стокгольмского королевского оперного театра в опере Адана «Почтальон из Лонжюмо» и прошел с большим успехом. Артистическая судьба певца сложилась счастливо — он быстро вошел в когорту крупнейших представителей современного вокального искусства. В 1953 году он выступил на сцене миланского театра «Ла Скала», в 1954-м — в «Гранд опера» (Париж) и в «Ковент-Гарден» (Лондон). В ноябре 1957 года Гедда впервые пел на сцене ныо-йоркской «Метрополитен опера», где выступал затем в течение двадцати трех сезонов. Артист — постоянный участник Зальцбургских фестивалей и Венских «фестивальных недель». Несмотря на интенсивную оперную деятельность в крупнейших театрах мира, он большое внимание уделяет также концертированию и записям на грампластинки. Певец зафиксировал в грамзаписи почти весь свой огромный оперный и концертный репертуар.
Диапазон художественных интересов Гедды поистине уникален — это классическая немецкая, французская,
итальянская, русская оперная музыка, камерная вокальная лирика всех времен и народов, венская оперетта, неаполитанская песня, наконец, русская народная песня и старинный романс (надо сказать, что Гедда является одним из лучших зарубежных исполнителей русской музыки).
В марте 1980 года Николай Гедда впервые побывал на гастролях в нашей стране. В Москве и Ленинграде он выступил в партии Ленского («Евгений Онегин» Чайковского) и с сольными концертами. Кроме того, в студии Всесоюзной фирмы «Мелодия» он записал концертную программу из произведений русских композиторов.
«В Москве мне очень хотелось записать именно русскую программу, — сказал Николай Гедда.— Я пел романсы Чайковского и Рахманинова, Глинки и Римского-Корсакова на концертных эстрадах многих городов Европы и Америки, но возможность выступить с русским репертуаром перед вашей публикой меня настолько увлекла, что я решил записать на пластинку некоторые романсы, которые я особенно люблю». Запись продолжалась четыре часа, практически без перерыва — знаменитый певец работал с полной эмоциональной отдачей, неустанно оттачивая и шлифуя каждую фразу. Художественный результат получился, на мой взгляд, необычайно впечатляющим и убедительным. Эти записи дают полное представление и о замечательном вокальном мастерстве Николая Гедды, и о том, как тонкои глубоко постигает артист самую сущность вокальной музыки русских композиторов, ее характер, неповторимый образный строй и, прежде всего, ее вдохновенную поэтичность.
В. Тимохин