Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Исследования последних лет в области анализа и классификации шумов приводят к неожиданным результатам: установлено, например, что заметно различающихся по характеру немузыкальных звуков меньше, чем музыкальных. Смелое вмешательство человека в процесс рождения звука обогащает звучащий мир. Наиболее интенсивен этот процесс в наше время. Современная техника дает композитору средства, о которых раньше можно было только мечтать. Слушатель же благодаря этим средствам способен воспринимать тончайшие тембровые, ритмические и звуковысотные нюансы.

В нашей стране проведен целый ряд работ по расширению арсенала средств музыкальной выразительности. Это и создание первого в мире исполнительского музыкального инструмента «терменвокс» Л. С. Термена и опыты Е. А. Шолпо в области звукового синтеза. В число этих работ входит и фотоэлектронный синтезатор звука АНС, названный так в честь великого русского композитора А. Н. Скрябина. АНС – электронный инструмент для композиторов – изобретение кандидата технических наук Е. А. Мурзина. С помощью АНСа композитор может создавать музыку любых колоритов в непосредственно звучащем виде, без музыкантов-исполнителей. Композитор, уподобляясь художнику, рисует нужные ему звуки на стекле, покрытом непрозрачной и несохнущей краской, снимая ее резцами в определенных местах. Это стекло является своеобразной партитурой инструмента. Записанные последовательности звуковых кодов могут быть тут же прослушаны и, если нужно, изменены. На одном стекле партитуры можно записывать как всевозможные голоса, так и многоголосие, и любые шумы. Основной звукоряд инструмента представляет собой октаву, расчлененную на 72 интервала. Работа с такой партитурой таит в себе неисчерпаемые возможности. Композитор может разрабатывать совершенно необычайные по спектрам звуки. АНС дает возможность записывать музыкальную партию со всеми оттенками живого исполнения. Синтезатор позволяет сочинять музыку в любых ладах и звукорядах, использовать искусственные голоса и всевозможные шумы.

После самодеятельного периода работы, итогом которого является эта пластинка, в Москве была открыта Экспериментальная студия электронной музыки (1966 год). Ее основная задача – помочь композиторам в освоении новой техники, дать им возможность настоящего творческого экспериментирования. Студия также координирует поиски композиторов в области электронной музыки. Одной из проблем Студии является теоретическое осмысление новых ладовых, гармонических, ритмических и тембровых возможностей. Только таким образом можно овладеть богатейшими средствами художественной выразительности и красоты, которые заключает в себе сфера электронной музыки.