1 сторона
Г. Ф. ТЕЛЕМАН (1681—1767)
Кантата «Ach Herr, strafe mich nicht» 18.36
На немецком языке
2 сторона
Л.-Н. КЛЕРАМБО (1676—1749)
Кантата «Орфей» 20.44
На французском языке
Камерный ансамбль:
Валеитинас Гелготас, флейта
Кристина Ягминайте, скрипка
Иминас Кучинскас, виолончель
Витаутас Корис, клавесин
Записано в Картинной галерее г. Вильнюса
Звукорежиссер В. Бичюнас
Художник Д. Гедимииене
Фото Д. Мацкониса
Творческая биография певицы Аушры Стасюнайте только начинается, но в ней уже было немало значительных событий. В 1975 году, еще будучи студенткой Государственной консерватории Литовской ССР в Вильнюсе (класс сольного пения доцента С. Вайджюнайте), певица стала лауреатом всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки. Год спустя она начинает петь в Государственном академическом театре оперы и балета в Вильнюсе и — что самое важное — становится лауреатом международного конкурса: в итальянском городе Веречелли, на XXVII конкурсе имени Дж. Б. Виотти, ей присуждается первая премия. Потом сбывается то, о чем мечтает каждый певец — стажировка в Миланском театре «Ла Скала». Наряду с работой в оперном театре (где одной из последних работ певицы была роль Розины в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник»), А. Стасюнайте пробует силы и в камерном музицировании, о чем свидетельствует и эта, первая записанная ею пластинка, знакомящая с двумя произведениями эпохи барокко. Одно из них — кантата Телемана — является образцом церковной кантаты первой половины XVIII века, другое — кантата Илерамбо — знакомит со светской кантатой того же времени.
Георга Филиппа Телемана Р. Роллан назвал «счастливым соперником Баха», а из нескольких поколений Клерамбо — французских музыкантов XVII—XVIII веков —наиболее известным стал Луи-Никола. Перу Телемана принадлежит неисчислимое множество произведений: десятки опер, пассионов и од, около ста камерных ансамблей, сотни сюит и концертов, а кантат — около полутора тысячи! Такое обилие, пожалуй, не поражает (публика того времени не слушала одно и то же произведение по нескольку раз, а требовала все новой музыки).
Кантату «Ach Herr, strafe mich nicht» («Господи, не в ярости твоей обличай меня») на традиционный текст Шестого псалма нельзя причислить к лучшим произведениям Телемана, однако она, написанная композитором в возрасте 20—23 лет, интересна как образец его раннего творчества. Предполагается, что в 1701 году в лейпцигской церкви святого Фомы с большим успехом прозвучало именно это произведение Телемана — тогда еще студента-юриста Лейпцигского университета, — после чего бургомистр города попросил композитора писать для церкви регулярно, «каждые две недели». Этот факт Телеман упоминает в автобиографии, но, к сожалению, точно не указывает, о каком произведении идет речь: дело в том, что приблизительно в то время (1701 — 1704) он еще раз использовал текст Шестого псалма в произведении для четырех голосов, струнных и генерал-баса. Вариант, представленный на нашей пластинке, предназначен для альта, двух скрипок и генерал-баса; до наших дней сохранились лишь голоса — и то переписанные не рукой композитора. Произведение издано сравнительно недавно, в 1967 году в Лейпциге, в этой редакции оно и исполняется. Кантата-псалом состоит из инструментального вступления (сонаты) и десяти вокальных номеров, которые объединяют родственные настроения, сдержанные эмоции и, как правило, медленные темпы: Adagio (№ 1—4), Largo (№ 5), Grave (№ 6, 7). От Presto (№ 8) характер музыки существенно меняется, и после речитатива (Adagio, № 9) произведение заканчивается триумфальной песнью (Allegro, № 10).
В первой половине XVIII века жанр кантаты распространился также и во Франции; наиболее выдающиеся его представители — А. Кампра, Ж. Ф. Рамо и Л. -Н. Клерамбо. Последний — ученик А. Резона — к тому же был органистом и скрипачом, записал немало музыки для скрипки, органа и клавесина, но больше всего прославился кантатами, выпустив пять их сборников в 1710—1726 годах. «Орфей» входит в первый сборник. Автором текста кантаты, возможно, является М. де Рошбрюн. Она написана по мотивам популярного мифа о легендарном певце и состоит из пяти арий, которые — за исключением четвертой — предваряются небольшими речитативами. В речитативах (иногда от третьего лица) сжато излагается действие, арии же раскрывают эмоциональный мир героя. Орфей оплакивает свою судьбу после смерти жены Эвридики (ария «Fideles echos de ces bols»); затем он решает спуститься в подземное царство и вернуть себе любимую («Allez Orphee, allez, allez»); перевезенный Хароиом на другой берег Стикса, Орфей жалуется Плутону, что он сто раз несчастливее теней Аида («Monarque redoute de ces Royaumes sombres») и просит вернуть ему Эвридику («Laissez-vous toucher par mes pleurs»): Плутон выполняет эту просьбу,. поэтому кантата завершается бравурной, победоносной арией Орфея, прославляющего силу любви («Chantez la victoire eclatante que remporte le tendre amount). В произведении переплетаются черты французской и итальянской музыки, оно очаровывает мелодичностью, лиризмом, выразительностью речитативов и очень богатой орнаментикой.
А. ТАУРАГИС
1980 3108 4000