1 сторона
РАДУГА, концерт-баллада для флейты, фортепиано, челесты и ударных 15.17
ТРИ СУТАРТИНЕ для голоса и фортепиано 3.54
(слова народные)
1. Ти-ти-ти, та-та-то
2. Минаганчё лилё
3. Казилё
A. Визгирда (флейта), Л. Кюшкина (фортепиано), М. Диамандиди (челеста) и группа ударных симфонического оркестра Государственной филармонии Литовской ССР. Дирижер Ю. Домаркас (1)
Ю. Маликонис, бас (2), В. Корис, фортепиано (2)
2 сторона
БЕСПОКОЙНЫЙ ВЕТЕР, вокальный цикл 7.28
(слова Б. Мацкявичюса)
1. Осень дышит весной
2. Путь, на который я вышел
3. Беспокойный ветер
НАД МОГИЛОЙ 3.09
(слова В. Монтвилы)
СОНАТА ДЛЯ АККОРДЕОНА 10.06
1. Appassionato; 2. Scherzo; 3. Intermezzo; 4. Presto
Ю. Маликонис, бас (1, 2)
B. Корис, фортепиано (1, 2)
Э. Габнис, аккордеон (3)
Звукорежиссер В. Кондротас
Редактор Р. Жальнерюте
Художник Р. Чарна
Фото Г. Таласа
Композитор и музыковед Владас Швядас — воспитанник Государственной консерватории Литовской ССР. В 1958 г. он получил диплом музыковеда-фольклориста (класс профессора Я. Чюрлёните), а в 1965 г. закончил и отделение композиции по классу профессора Ю. Юзелюнаса.
Основой творчества В. Швядаса стало глубокое изучение литовского музыкального фольклора и соединение его элементов с новыми, современными средствами музыкальной выразительности.
Сочинения композитора разнообразны по тематике, жанрам и структуре. Следует выделить вокальную симфонию «Чюрленис», праздничную кантату «Свет познания» и детскую оперу-сказку «Цветочная девочка» (на слова Я. Дегутите). Заслуживают также упоминания три фортепианных концерта и ряд симфонических и камерных произведений.
В. Швядас значительную часть своего творчества посвятил детям и юношеству. Многие его песенки и пьесы, рассчитанные на маленького слушателя, записаны на пластинку «Сто жаворонков».
На этой, уже второй пластинке В. Швядаса — новые песни произведения для аккордеона и фортепиано. Слушатель узнает несколько работ, написанных в прежние годы, но отредактированных заново.
Песня «Над могилой» на слова В. Монтвилы (1977) для баса и фортепиано дышит сосредоточенностью и глубоким покоем. На тот же состав исполнителей рассчитан вокальный цикл «Беспокойный ветер» (1976) на слова Б. Мацкявичюса. Цикл состоит из трех частей: «Осень дышит весной», «Путь, на который я вышел» и «Беспокойный ветер». Это взволнованный рассказ о родине композитора, о дзукской деревне, о ее прошлом и настоящем.
Интересны песни «Три сутартине». Это первая попытка композитора приспособить специфически литовский народный музыкальный жанр — сутартине, полифонический по своей природе, пришедший к нам из седой старины, к более современному составу исполнителей: басу и фортепиано (1971), а затем и к сопрано с духовым трио (1972).
В. Швядас неоднократно писал музыку для аккордеона, стремясь пополнить небогатый пока концертный и педагогический репертуар для этого инструмента. Он написал ряд полифонических пьес, циклов и даже две сонаты. Выделяется молодым задором, четкой структурой и национальным колоритом его Соната для аккордеона (1972). Она была первым произведением в репертуаре литовских аккордеонистов, написанным литовским композитором.
Фортепианная музыка В Швядаса представлена на этой пластинке достаточно широко. Концерт-баллада для фортепиано, флейты, челесты и ударных «Радуга» написана в 1971 г. Автор использовал в ней легенду о поясе Вайвы (по произведению В. Креве). Баллада радует слушателей глубокими образами, выдержанными в национальном духе, и свободной трактовкой сонатной формы.