Сторона 1
Пир (1 д.);
Ария Руальда (1 д.);
Здравица и русская пляска (2 д.);
Сказка Скомороха и сцена (2 д.);
Сторона 2
Хор и речитатив Странника (3 д.);
Терем Рогнеды (4 д.);
Финал (5 д.).
Владимир Красное Солнышко — Д. Демьянов (баритон),
Рогнеда — С. Киселева (сопрано),
Изяслав — Н. Кулагина (контральто),
Добрыня Никитич — В. Тютюнник (бас),
Руальд — А. Ткаченко (тенор),
Странник — А. Королев (бас),
Княжий скоморох — П. Понтрягин (тенор),
Страж - Т.Антоненко
Хор и орк. Всесоюзного радио
Дирижер А. Орлов
Деятельность А. Н. Серова оперного композитора началась сравнительно поздно, когда ему было уже за сорок. Первую свою оперу «Юдифь», принесшую композитору большой успех, он закончил в 1863 году. К этому времени Серов был широко известен как музыкальный критик, выступивший с рядом статей, посвященных западноевропейской и русской музыке («Тематизм увертюры «Леонора», «Девятая симфония Бетховена», «Руслан» и русланисты»). Эти работы явились основополагающими в зарождающейся отечественной музыкальной науке. Кроме того, известна была и музыкально-просветительская деятельность Серова, выступавшего с публичными лекциями на самые разнообразные темы музыкального искусства.
Оперное творчество Серова неразрывно с его музыкально-критической деятельностью. Мечтая о создании русской национальной оперы, он видел для нее, в отличие от оперы западноевропейской, принципиально иной путь развития. Недостаток, которым по мнению Серова, отличался западный оперный театр, коренился в том, что музыка здесь служила «приятной забавой, легкой усладой слуха». Серов требовал отвести главное место в опере смыслу, содержанию, высоким нравственным идеям. Он говорил «о способности музыкального языка сильно и верно передавать душевные движения, рисуя вместе с ними и эпическую обстановку драмы, колорит местности и эпохи, — о совпадении музыки со всеми глубочайшими требованиями истинной драматургии...»
Как музыкальный ученый и критик Серов в своих статьях разрабатывал основополагающие принципы русского национального музыкального театра. Однако как композитор Серов не обладал тем масштабом дарования, которое требовалось для воплощения его художественных идеалов. И тем не менее творчество Серова, пользовавшееся в свое время огромной популярностью, а ныне заслоненное бессмертными шедеврами Мусоргского, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, продолжает сохранять для нас эстетическую ценность. Оперное творчество Серова интересно еще и тем, что во многом предвосхищает последующее развитие русской оперы. Так, в «Рогнеде», по словам Б. Асафьева, Серов «пошел навстречу идее национальной государственности, предварив «Игоря» Бородина; своей «Вражьей силой» он оказался в рядах народников и выступил параллельно Мусоргскому с идеей «опрощения» оперного сюжета и музыкального оперного языка...»
На древнерусское предание о Рогнеде А. Н. Серову указал известный русский поэт Я. Полонский. В свое время легенда о Рогнеде вдохновила на поэтические строки поэта-декабриста К. Рылеева. Сюжет предания восходит к эпохе Киевской Руси.
Князь Владимир Красное Солнышко в своих
походах покорил Полоцкую землю. Убив полоцкого князя Рогволода, он насильно взял себе в жены его дочь, княжну Рогнеду, но вскоре забыл о ней, предавшись воинским утехам и разгулу. Мечтая отомстить Владимиру, Рогнеда вступает в заговор с языческими жрецами, фанатически преданными Перуну. Жрецы боятся, что новая христианская вера восторжествует на Руси. Орудием убийства князя Владимира они хотят сделать Рогнеду. Мечтает о мести и
молодой варяг Руальд, у которого князь похитил невесту, красавицу Олаву и сделал ее своей наложницей. Но Руальд — христианин. Собираясь во время княжеской охоты убить Владимира, он, видя,
как на князя нападает медведь, спасает своего врага
ценою собственной жизни. Владимир потрясен великодушием юноши. Между тем Рогнеда ночью, прокравшись к спящему мужу, заносит над ним нож. Неожиданно проснувшись, князь в гневе велит наутро казнить коварную жену. Но мольбы сына
Изяслава и память о благородном поступке юного Руальда смиряют Владимира. С мыслью утвердить на Руси христианство он прощает Рогнеду.
План будущей оперы Серов составил сам, стихотворный текст написал П. Аверкиев в сотрудничестве с композитором. «Рогнеда» была закончена летом 1865 года и - 27 октября поставлена на сцене Мариинского театра. Композитор принимал живое участие в разучивании оперы, присутствовал на репетициях, даже показывал певцам, как следует исполнять тот или иной фрагмент роли. Артисты с энтузиазмом отнеслись к произведению. Борьба за утверждение русской оперы еще разгоралась, и премьера «Рогнеды» ожидалась как вызов итальянской труппе.
Шумный успех сопутствовал премьере. Однако мнения критики были весьма противоречивы, и противоречивы не случайно — они явились отражением противоречий, лежащих в самой опере. Превосходный замысел Серова вылился как раз в ту форму, против которой так рьяно восставал сам композитор. Огромный спектакль (пять актов, семь картин) оказался громоздким, в духе оперы мейерберовского типа, с обилием постановочных эффектов, «забавных» сцен, отягощающих развитие действия, лишающих его логики и стройности. Масса побочных сюжетных мотивов, обилие персонажей (странники-богомольцы, жрецы, охотники с собаками, скоморохи, колдуны и т. д.) — все это снижало идейное содержание произведения. Внешняя форма, традиционная «оперность» восторжествовали, что позволило А. С. Даргомыжскому едко пошутить, обращаясь к Серову: «Ваши оперы не могут не иметь успеха: в одной верблюды, в другой — собаки!!!»
Конечно, в пылу полемики будущий автор «Каменного гостя» был несправедлив. Не правы были также в своих резко критических выступлениях Ц. А. Кюи и В. В. Стасов, близкие Даргомыжскому члены возникшего в конце 50-х — начале 60-х годов, так называемого «балакиревского кружка» — содружества музыкантов, которое, по меткому определению В. В. Стасова, вошло в историю под названием «Могучей кучки».
Иного мнения был молодой Н. А. Римский-Корсаков, который писал позднее в своей «Летописи»: «В публике «Рогнеда» произвела фурор. Серов вырос на целую голову. В кружке Балакирева над «Рогнедой» сильно посмеивались, выставляя в ней, как единственную путную вещь, идоложертвенный хор 1-го действия и некоторые такты из хора в гриднице. Не могу не сознаться, что «Рогнеда» меня сильно заинтересовала, и многое мне в ней понравилось, например, колдунья, идоложертвенный хор, хор в гриднице, пляска скоморохов, охотничья прелюдия, хор в 7/4, финал и многое другое — отрывочно. Нравилось мне также ее грубоватая, но колоритная и эффектная оркестровка...»
Интересно, что и П. И. Чайковский, высоко ценивший Серова как музыкального критика, отдавал ему должное и как одаренному композитору. Он отмечал достоинства «Рогнеды» в специальной статье, посвященной возобновлению оперы.
На пластинку записаны фрагменты оперы «Рогнеда». «Пир» — фрагмент первого действия, связанный с ритуалом языческого жертвоприношения («идоложертвенный» хор). Его характерная особенность — в унисонном, «заклинательном» звучании всего хора, которое, подобно рефрену, возвращается на протяжении всей сцены.
Ария Руальда из первого действия служит характеристикой молодого героя, разлученного со своей невестой Олавой. Речь Руальда патетически приподнята, порывиста, взволнованные реплики передают одновременно и отчаяние юноши, и решимость найти и отстоять любимую.
«Здравица и русская пляска», «Сказка скомороха и сцена» взяты из второго действия оперы. Князь. Владимир веселится в своем тереме. Приближенные славят князя, девушки и скоморохи развлекают его песнями и плясками. Хор в гриднице «Слава солнышку на небе» написан в жанре традиционных славильных хоров. Скоморохи и скоморошество, давнейшая форма народного искусства Руси — впервые воссоздана Серовым на оперной сцене. Кстати, образы скоморохов «Рогнеды» предвосхищают аналогичные страницы в партитурах Н. А. Римского-Корсакова: «Пляску скоморохов» в «Снегурочке», «Сказку Старого деда» в «Салтане».
Хор и речитатив Странника открывают собой третье действие. Странники-христиане возвращаются в Киев с богомолья. Хор странников выдержан в духе церковных песнопений — суровых и возвышенно строгих. Старик-странник вспоминает знакомые места, где некогда он приобщил к вере юного Руальда.
В его речитативе та же возвышенная строгость, внутренняя сила, значительность.
Сцена в тереме Рогнеды из четвертого действия пронизаны настроением печали. Задумчива и грустна Рогнеда в своем терему. Ничто не веселит ее, ни песни девушек, ни нежная любовь сына Изяслава. Мучает княгиню мысль о неверности Владимира, о собственной неволе, тоска по родной стороне. Изяслав просит мать спеть варяжскую песню про деда Рогвопода. В суровом, мужественном напеве Рогнеда обретает душевные силы, но вот песня кончена, и княгиня, словно очнувшись ото сна, вновь сникает в безысходной тоске.
И, наконец, финальная картина оперы — картина вече. Под звон колоколов собирается народ судить Рогнеду, покусившуюся на жизнь мужа. Все требуют смерти княгини. Но появление странников напоминает Владимиру о смерти Руальда. добром отплатившего за принесенное ему зло, и князь решает простить Рогнеду.
А. Венецкий
«Мелодия», 1980
Зак. 915—В—3000—