1 сторона
АНСАМБЛЬ «ШАГИ ВРЕМЕНИ» под управлением Ю. Маркина
КОМПОЗИЦИЯ на тему русской народной песни «НАС ПУГАЛИ ПУГАЧЕМ» (6.50). Ю. Маркин. КОЛЕСО (6.08). Ю. Маркин
ДЖАЗОВЫЙ АНСАМБЛЬ под управлением И. Бриля
ОРКЕСТР ПРИЕХАЛ (6.32). И. Бриль
2 сторона
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ под управлением Ю. Воронцова
КОМПОЗИЦИЯ на тему песни И. Дунаевского из к/ф «МОЯ ЛЮБОВЬ» (3.23) (обработка коллектива)
ДИКСИЛЕНД под управлением А. Мелконова
КОМПОЗИЦИЯ на тему пьесы А. Цфасмана «ЗВУКИ ДЖАЗА» (обработка коллектива) (3.35)
ДУЭТ Г. ХАЩЕНКО, А. БАБИЙ
КОМПОЗИЦИЯ (8.25). А. Бабий
Б. ФРУМКИН И ГРУППА СОЛИСТОВ
КОГДА НЕ ХВАТАЕТ ТЕХНИКИ (4.50). К. Бахолдин
Запись из зала кинотеатра «Варшава» Звукорежиссеры: Н. Данилин и М. Либерман. Редактор А. Качалина
СОСТАВЫ АНСАМБЛЕЙ:
АНСАМБЛЬ «ШАГИ ВРЕМЕНИ» под управлением Ю. Маркина Дмитрий Мамохин, Рудольф Хусаинов — трубы. Александр Щеглов — валторна. Владимир Воробьев, Владимир Лебедев — тромбоны Михаил Рожков — альт-саксофон, флейта. Давид Вайсенберг — тенор-саксофон. Валерий Тырин, Вячеслав Вахрушев — гитары Олег Солодухин — бас-гитара, Юрий Маркин — фортепиано. Сергей Тришанков — барабаны ДЖАЗОВЫЙ АНСАМБЛЬ под управлением И. Бриля Николай Бахтин — труба, Александр Осейчук — альт-саксофон. Алексей Набатов — тенор-саксофон. Игорь Бриль — фортепиано, электророяль Юрий Андреев — бас-гитара, Арнольд Гроховский — ударные. Александр Брыксин — барабаны, Александр Ловчиков — ударные
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ под управлением Ю. Воронцова Юрий Воронцов — баритон-саксофон. Дмитрий Николаенко — гитара Владимир Киселев — фортепиано, Николай Николаенко — бас-гитара, Игорь Ахундов — барабаны
ДИКСИЛЕНД под управлением А. Мелконова
Альберт Мелконов — труба, Всеволод Данилочкин — баритон-саксофон. Виктор Алексеев — кларнет, альт-саксофон. Владимир Лебедев — тромбон, Александр Смирнов — фортепиано. Михаил Лисицын — гитара, Юрий Медведев — бас-гитара. Борис Матвеев — ударные
ДУЭТ Г. ХАЩЕНКО, А. БАБИЙ. Геннадий Хащенко — ударные. Анатолий Бабий — контрабас
Б. ФРУМКИН И ГРУППА СОЛИСТОВ Борис Фрумкин — фортепиано. Герман Лукьянов — флюгельгорн Алексей Козлов — альт-саксофон. Виктор Епанешников — ударные, Виктор Двоскин — контрабас
Шестой Московский джаз-фестиваль состоялся ровно через десять лет после Пятого. За это время в джазе успело произойти много событий. Колесо истории джазовой музыки успело прокрутить полный оборот.
Вообще Шестой фестиваль был на свой лад мероприятием экспериментальным. Во-первых, участвовали в нем лишь московские коллективы, гостей на этот раз решили не приглашать. Во-вторых, это были чисто инструментальные вечера. В-третьих, звучали произведения только советского джаза — ни одной зарубежной мелодии, даже если это признанная джазовая классика. Таким образом, рамки фестиваля были строгими. Тем не менее, эксперимент удался — большинство участников показали интересный материал, показали, что им есть о чем сказать «от себя». Конечно, далеко не все собственные композиции вышли удачными, зато четко выявились группы, сильные именно в композиционном отношении: «Каданс» Г. Лукьянова, «Аллегро» Н. Левиновского, «Шаги времени» Ю. Маркина, ансамбль И. Бриля, «Арсенал» А. Козлова и некоторые другие.
...Ни один жанр искусства не может жить без смены. На фестивале была широко представлена студенческая молодежь — ансамбли музыкальных училищ и джазовой студии «Москворечье». Выступление молодых ребят во многих случаях порадовало. Прекрасно играли бигбэн-ды Гнесинского и Царицынского музыкальных училищ. Но особенно ярким было выступление студенческого джаз-рок-ансамбля «Шаги времени», возглавляемого 36-летним «ветераном» Юрием Маркиным. Остро, свежо звучащие аранжировки, сыгранность, неплохой баланс пяти духовиков, интересные соло. Лучшей в программе «Шагов времени» стала обработка старинной песни, возникшей в конце XVIII века, после пугачевского восстания, — «Нас пугали Пугачем»; дуэт деревянных блок-флейт удачно имитирует здесь звучание русских народных жалеек...
Ансамбль Игоря Бриля — труба, альт- и тенор-саксофоны и четыре инструмента ритм-секции. Умная, тонкая музыка, отличное взаимопонимание музыкантов. В ритмическом и тембральном отношении ансамбль тяготеет к остинатно-моторному стилю «фанк», а по сути дела — это просто джаз, слегка приодетый в «электронные» одежды. Композиции Бриля — обычно пространные пьесы с внутренней многочастностью, с островками лирического затишья, с вставными контрастными эпизодами, а порой — и с элементами театрализации. К числу таких театрализованных пьес относится композиция «Оркестр приехал», веселый сценический «розыгрыш» публики, нечто вроде баховского «Бадинери» из 2-й оркестровой сюиты, только на современный лад...
Выдающийся советский музыкант А. Н. Цфасман называл диксиленд «родником» джаза. Веселые ритмы диксиленда, несомненно, повлияли в свое время и на мелодическое мышление, и на гармонический строй его музыки. Неудивительно, что «традиционалисты» охотно импровизируют на темы Цфасмана. Одной из удач популярной московской группы традиционного джаза, возглавляемой трубачом Альбертом Мелконовым, стало исполнение старой пьесы А. Цфасмана «Звуки джаза».
...Возможен ли такой удивительный состав ансамбля, как дуэт контрабаса и ударных? Контрабасист Анатолий Бабий и барабанщик Геннадий Хащенко считают, что возможен. Разумеется, набор «красок» в их дуэте ограничен, зато каждый из двух исполнителей стремится как можно ярче проявить себя в сольной игре. Хащенко — шквал, стремительный поток ритма, нервная, пульсирующая энергия. Бабий — виртуозная, почти «гитарная» техника исполнения на контрабасе с использованием некоторых электронных приставок.
...Отзвучали последние аккорды труб и тромбонов, унесся вдаль последний пассаж гитар — и музыка кончилась. Исполнители ансамбля «Арсенал» завершили свое выступление... Было уже поздно, но никто не расходился. Потому что по неписаной традиции московских фестивалей тут же, сразу за окончанием последнего концерта должен был состояться «джем-сешен» — состязание в импровизации. И вот из-за кулис и прямо из зала с инструментами в руках на сцену потянулись музыканты. За рояль садится Борис Фрумкин из ансамбля «Мелодия», контрабас берет Виктор Двоскин из «Аллегро», за ударной установкой — его коллега Виктор Епанешников. Раз... Два... Раз-два-три-четыре! И пошло, понеслось, покатилось... В «джеме» все равны — и мастера, и новички, и каждый стремится переиграть другого, это род спортивного состязания — кто скорей, кто неожиданней, кто горячей...
Фрагмент из финальной коллективной импровизации на тему Константина Бахолдина «Когда не хватает техники» вы услышите в заключение этой пластинки.
Аркадий Петров. Игорь Якушенко