Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
ЛЗГ

Имя итальянского композитора первой половины XVIII века Анто-нио Вивальди в наши дни пользуется всемирной известностью вместе с его выдающимися немецкими современниками Бахом и Генделем. Творчество Вивальди принадлежит к высочайшим вершинам в истории итальянской музыки.
Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Его отец — Джованни Баттиста — был известным скрипачом-виртуозом и работал в капелле знаменитого собора св. Марка; по-видимому, у него и учился юный Антонио игре на скрипке. Уже в десять лет Вивальди замещал в оркестре своего отца. У Дж. Легренци — известного автора опер, инструментальной и духовной вокальной музыки, органиста и руководителя капеллы собора св. Марка, одного из любимых композиторов И. С. Баха — Вивальди изучал композицию.
Получение духовного звания в ту эпоху способствовало быстрому продвижению по службе, и Вивальди в пятнадцать лет был посвящен в послушники, а затем получил сан аббата. Он был мал ростом, рыжеволосый, с узкими плечами, одет всегда в черный костюм священнослужителя, и острые на язык венецианцы дали ему прозвище «рыжий поп». Однако Вивальди скоро получил запрет инквизиции на проведение служб. Современники объясняли это тем, что он однажды оставил алтарь, когда ему пришла в голову тема фуги. Сам Вивальди в одном из писем называл другую причину, ссылаясь на свое болезненное состояние.
В 1703 году Вивальди был приглашен преподавателем скрипки в женскую «консерваторию» (так тогда назывались приюты для сирот и незаконнорожденных детей, в которых обучали музыке) «Пьета» — одну из лучших в Италии. С ней была связана большая часть его последующей деятельности. Все ученицы обучались игре на нескольких инструментах и пению, и Вивальди руководил оркестром, вел вокальный и скрипичный классы, некоторое время был директором. Под его управлением струнный оркестр достиг высочайшего совершенства, его слава гремела настолько, что он оспаривал пальму первенства у лучших оркестров Европы. В оркестре было тридцать исполнителей, большинство инструментов составляли скрипки и альты, входили также две виолончели и два контрабаса. Вивальди не стал основоположником педагогической школы, подобно Корелли, но некоторые его ученицы, пользовавшиеся широкой известностью, создавали ему славу педагога— скрипачки Чаретта и Санта-Таска (Чаретта даже выступала за рубежом), знаменитая певица Ф. Бордони, жена немецкого композитора Гассе, крупная оперная певица А. Жиро. Его учениками были немецкий композитор И. Г. Пизендель, а также, вероятно, итальянский мастер К. Теццарини и работавшие при дворе Анны Иоанновны в Петербурге Дж. Вероке и Л. Мадонис.
В 1718— 1722 годах Вивальди руководил капеллой маркграфа Гес-сен-Дармштадтского в Мантуе. Многочисленные разъезды стали причиной отстранения его от преподавательской работы в «Пьета» в 1723 году, и Вивальди стал жить в Риме, где с большим успехом шли его оперы. Но связи с Венецией продолжались: он выступал здесь с оркестром и сольными концертами.
После римской постановки оперы «Геркулес» в 1723 году слава композитора достигла зенита. В 1720-е и 1730-е годы композитор предпринял длительные путешествия по Европе: был в Вене, во Франции, Нидерландах, Германии, Чехии. Несмотря на то, что он до бесконечности мог повторять молитвы, по своему мироощущению он был мирским человеком, и духовный сан стал причиной трагедии его жизни. В 1737 году его ожидал удар судьбы — запрет на посещение Феррары, которая входила в папскую область, из-за того, с его слов, что он не служил обедни и пользовался расположением певицы Жиро, получившей прозвище «подруга рыжего попа» (как аббат он был лишен возможности жениться). Слава Вивальди стала меркнуть, хотя в Амстердаме его выступления в 1738 году сопровождались триумфальным успехом. С 1735 по 1740 год он служил в «Пьета» капельмейстером, затем уехал в Вену, где 28 июля 1741 года умер и был похоронен на кладбище среди бедняков.
К настоящему времени известно примерно 825 сочинений Вивальди. Они распределяются на три группы: инструментальные произведения, оперы и светские кантаты, духовная музыка. Преобладающую часть его огромного наследия составляют концерты — свыше 450. Вивальди принадлежит историческое значение в обновлении концертного жанра. Один из его гениальных предшественников А. Корелли подвел итог развития concerto grosso в op. 6 (1712), в котором солирующие инструменты (concertino) противопоставляются всем остальным (ripieno). Вивальди, основываясь на концертах Корелли, стал развивать жанр сольного концерта, особенно скрипичного, хотя сочинял и concerti grossi. В его творчестве установился тип сольного концерта, который получил развитие у последующих поколений композиторов (Бах, Локателли, Тартини) и сохранился даже в скрипичных концертах Моцарта. Это трехчастный цикл в последовательности быстро — медленно — быстро с блестящими динамичными крайними частями и лиричной, певучей, полной величавой патетики средней частью. В быстрых частях была заложена идея контраста и соревнования между солистом и оркестром, а в медленной части главенствовал солист. Вивальди также создал около девяноста сольных и трио-сонат.
Оперы Вивальди (около 50) наименее известны, они ставились очень редко. Хотя его оперное творчество не было оценено по достоинству современниками, оно оказало влияние даже на таких композиторов, как Гендель. К операм примыкают около пятидесяти созданных Вивальди светских кантат и серенад.
Еще одну группу сочинений составляют три оратории и около шестидесяти духовных произведений. Некоторые их выдающиеся образцы хорошо известны: "Gloria", "Stabat Mater", "Magnificat".
Представленные на пластинке сонаты для виолончели соло и цифрованного баса были изданы в Париже в 1740 году. Согласно общепринятой в ту эпоху практике, возможно несколько вариантов исполнения цифрованного баса в этих сонатах: либо на органе, либо на клавесине, а также с дублированием нижнего голоса этой партии второй виолончелью, что особенно целесообразно при участии клавесина с его сухим, отрывистым звуком. Грамзапись исполнительского варианта виолончельных сонат с органной партией цифрованного баса осуществлена в СССР впервые. Вивальди здесь использует традиционные приемы виолончельной техники и не стремится к виртуозности. Но исполнение этой музыки требует от виолончелиста редкостного разнообразия приемов звукоизвлечения, исполнительских штрихов, присущих инструменту тембровых красок. Если в концертах Вивальди придерживается нового, закрепившегося после него трехчастного цикла, то в виолончельных сонатах он следует традиционному для послекореллиевской инструментальной музыки четырехчастному циклу с последовательностью частей медленно— быстро — медленно — быстро. Такой цикл откристаллизовался в трио-сонатах А. Корелли, созданных в 1681 —1694 годах, и приобрел значение универсальной модели. Это наводит на мысль, что виолончельные сонаты создавались значительно раньше, чем были опубликованы.
Во всех быстрых частях сонат господствует энергичный, моторный характер, стремительность движения, символизирующая неуемное кипение жизни, — типичные для музыки эпохи барокко образы. Во многих из них чувствуются народно-танцевальные истоки тематизма, фольклорные ритмы зажигательных итальянских танцев, например, жиги, сальтарелло. Быстрые, эмоционально приподнятые части ярко противопоставляются в образном отношении медленным частям. Они выдержаны в духе проникновенных, отличающихся особой лирической теплотой оперных арий, иногда с выражением благородно-величественного пафоса, иногда трепетно-нежных и сладостных, иногда скорбно-сосредоточенных и задумчивых. Не исключено, что именно эта лирическая теплота певучего тематизма в инструментальных сочинениях Вивальди — качество, совершенно новое и неведомое для его предшественников, — была причиной всеевропейского признания композитора при жизни. Иногда эмоциональный контраст медленных частей дополняется тональным: так, третья часть сонаты № 6 обособленна от остальных в тональном отношении. Большинство медленных и быстрых частей имеют репризную форму при внешних признаках старинной двухчастной формы с повторением обоих разделов (эти повторения отражены в исполнении). Первые части сонат № 5 и 6 отличаются от остальных своей двухчастностью. Несмотря на контрастное противопоставление медленных и быстрых частей в цикле, между ними часто образуются тематические связи начальных мотивов.
Наиболее сильное впечатление производит вдохновеннейшая соната № 5. Обе ее медленные части, мелодика которых отличается особой выразительностью и богатством, напоминает по настроению возвышенные арии-размышления из «Страстей по Матфею» Баха. Вторая часть, Allegro, носит блестящий концертный характер. Финал, Allegro, с его простыми, незатейливыми, в народном духе темами напоминает жигу.
Заслуженный артист РСФСР Г. И. Гиновкер родился в 1931 году в г. Орше. С1949 по 1954 год учился в Ленинградской консерватории в классе профессора А. Я. Штримера, в 1962 году окончил аспирантуру под его же руководством. В том же году на Всероссийском конкурсе музыкантов-исполнителей получил вторую премию. С 1954 года Г. И. Гиновкер стал работать в группе виолончелистов Симфонического оркестра Ленинградской филармонии, с 1963 года— концертмейстер. Со времени создания Камерного оркестра Ленинградской филармонии в 1962 году Г. И. Гиновкер является его участником. Одновременно с большим успехом проявлял себя как солист в камерных и симфонических концертах в Ленинграде, Москве, Риге, Паланге, Кисловодске, Сочи и других городах. В программах сольных выступлений — виолончельные произведения русских, советских и зарубежных композиторов. Гиновкер вел педагогическую работу в Ленинградской консерватории и Музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова.
Ю. Н. Семенов (р. 1953 г.) окончил в 1975 году Ленинградскую консерваторию по классам органа (класс и. о. профессора Н. И. Оксен-тян) и хорового дирижирования, а в 1981 году — ассистентуру-стажировку Московской консерватории под руководством профессора Л. И. Ройзмана. В 1 975 — 1 978 годах вел класс органа в Ленинградском хоровом училище имени М. И. Глинки, с 1981 года — в Музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова. С 1972 года он стал регулярно выступать как органист с различными советскими симфоническими оркестрами и хорами, позднее — с Камерным оркестром Ленинградской филармонии. Семенов был инициатором концертов русской и советской органной музыки в Ленинграде, неизменно проходивших с большим успехом. В программах его сольных органных концертов в Ленинграде, Москве, Минске, Тбилиси, Таллине, Калининграде, Свердловске были представлены произведения многих зарубежных авторов. Органист участвовал в выступлениях ансамблей старинной музыки, а также в органно-вокальных, органно-скрипичных и органно-виолончельных вечерах, в балетных спектаклях.
А. ЕПИШИН

The name of Antonio Vivaldi, an Italian composer of the first half of the 18th century, is well known nowadays together with his outstanding German contemporaries Bach and Handel. Vivaldi's music belongs to masterpieces of Italian art.
At present about 825 Vivaldi works are known. They are divided into three groups: instrumental works, operas and secular cantatas, church music. The greater part of his enormous output consists of concertos — about 465 tn all.
Sonatas for Cello and Basso Ccntinuo presented on this disc were issued in Paris in 1740. In conformity with the practice of those times several versions of performing the basso continuo part are possible: either on the organ or on the harpsichord, and also with the second cello duplicating the lower voice of this part, which is especially effective in case of the harpsichord with its dry, staccato sound. The recording of the Cello Sonatas in the organ version of the basso continuo part has been made in the USSR for the first time.
O. Ghinovker, RSFSR Merited Artist, was born in 1931 in Orsha. From 1949 to 1954 he was a student of the Leningrad Conservatoire in the class of Professor A. Shtrimer, under whose guidance he also completed a post graduate course in 1962. In the same year Ghinovker came second at the All-Union Competition of Performing Musicians. From 1954 G. Ghinovker occupied a position in the cello group of the Leningrad Conservatoire's Symphony Orchestra, from 1963 was a concertmaster. Since the foundation of the Leningrad Philharmonia's Chamber Orchestra in 1962 Ghinovker has been its participant.
Yu. Semenov (b. 1953) graduated from the Leningrad Conservatoire in 1975 in the organ class (with Professor N. Oxentyan) and in the class of choral conducting; in 1981 completed a post-graduate course and was on probation at the Moscow Conservatoire under Professor L. Roisman. In 1975 — 1978 he taught an organ class at the Glinka Choral College in Leningrad, from 1981 —at the Rimsky-Korsakov Musical College. From 1972 Semenov started his regular appearances as an organist with a number of Soviet symphony orchestras and choruses, later — with the Leningrad Philharmonia's Chamber Orchestra.