ЛЗГ
С композитором Евгением Догой нас связывает давняя творческая дружба. В его музыке меня прежде всего привлекает псрвозданнбсть, искренность п полпота чувств, стремление к гармонии, к прекрасному. Подобно морской раковине, он умеет хранить отзвуки далекого прошлого и великолепно вбплощать их в современном звучании.
Возможно, нас сближает естественная тяга мол-дован к *расоте и поэтическому мышлению. Они приходят к нам в детстве -соединение нежности, кротости и ощущения огромности, беспредельности мира. Уже в раннем детстве бабки и деды учили нас любить зверей, общаться со звездами, ветрами и травами, и этот мир сказки был единственным, достоверным для пас. Позже, взрослея, в плену житейского разума человек забывает об этом, но тем и отличается подлинный художник, что он может навсегда сохранить восприятия детства чистыми, незамутненными и передать их в своем творчестве.
Таков, мне кажется, Евгений Дога. Неутомимый исследователь народной музыки, он великолепно сочетает фольклорную основу с мастерской полифонической техникой, колоритной инструментовкой.
«Лаутары» и «Табор уходит в небо»—паши с ним совместные кинокартины. Для Доги и для меня работа над этими произведениями носила двойственный характер — исследовательский и созидательный. Процесс был параллельный и взаимодополняющий.
«Табор уходит в небо» я бы назвал сплавом страстен, изображения и музыки. Дух фильма пре-
допределен, прежде всего, его звуковой образностью.
. . Десятки п сотни встреч, десятки и сотни прослушиваний. . . Подобно археологам, мы собирали осколки прекрасной древней амфоры цыганского фольклора. Под пластами пресловутой, лихой «цыганщины», под спудом наносных чужеродных элементов находили эти драгоценные крупицы на Волге п Тиссе, у подножья Карпат и молдавского плоскогорья, в Сибири п на Кавказе. Нам посчастливилось встретиться с темп, кто бережно хранит в своем сердце старинные песни —живую историю цыганского народа. Это девушки из "ялскцх селений Впноградово и Королеве, сестры Цу"""ля, Тахир Бобров, Ляля и Михай Чамба, сестры Хорват и семья Бузылевых. Рядом с ними и прославленные певцы - Рада и Николай Волшаннновн, Михаил Шишков, Николай Жемчужный, Женя Савельева, Алена Бузылева.
В фильме звучат и крупные симфонические составы, и хоровая капелла, н гитарные группы. Сложнейшая калейдоскопическая музыкальная канва пронизана единым дыханием.
Музыка Евгения Доги к фильму «Табор уходит в небо» монолитна и биографична. Тема дороги и тема любви развивается многопланово. Здесь и лиризм, п гротеск; конкретный фольклорный образ меняется и переходит в эпическое обобщение.
Я назвал бы музыку к нашему фильму так: колыбельная красоте и печали земной.
Эмиль Л о т я н у, кинорежиссер