Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В Concerto grosso № 2 (1981-1982) Альфреда Шнитке солистами являются скрипка и виолончель, играющие в сопровождении большого симфонического оркестра, который включает в свой состав электрогитару, бас-гитару, множество ударных инструментов. Сфера виртуозного концертирования становится полем конфликта, борьбы личного и внеперсонального, преходящего и вечного, созидательного и разрушительного. Новаторский по замыслу, Второй concerto grosso сочетает в себе не только многие формальные признаки современного инструментального концерта и доклассического concerto grosso, но и присущие этим жанрам разные типы высказывания: более субъективный, заостренный, свойственный концерту (с солистом-героем), и более объективный, отстраненный, холдоноватый, характерный для concerto grosso.

Наталию Гутман, Олега Кагана и Альфреда Шнитке связывало давнее творческое содружество. Гутман посвящены Виолончельная соната и Виолончельный концерт композитора, Кагану – Третий скрипичный концерт. Concerto grosso № 2 был впервые исполнен Н. Гутман, О. Каганом и оркестром Западноберлинской филармонии в сентябре 1982 года в Западном Берлине.

Концерт для альта с оркестром (1985) – одно из центральных сочинений Альфреда Шнитке. Свойственная композитору концепция жанра приобретает здесь предельно ясные очертания: солист и оркестр становятся воплощением двух полярных начал – утверждения и отрицания, жизни и смерти. Как и многие сочинения Шнитке последних лет, Альтовый концерт, хотя и делится на самостоятельные части, принципиально одночастен – повествование ндет на одном дыхании. Смысл целого, облик формы вырисовывается лишь в самом конце.

Альтовый концерт посвящен Юрию Башмету и впервые исполнен им в Амстердаме с оркестром «Консертгебау» 12 января 1986 года. Сложнейший Концерт писался в расчете на мастерство артиста, в содружестве с ним. В звуках темы первой части автор зашифровал фамилию «Башмет». Весной 1987 года Концерт впервые прозвучал в Москве. Дирижировал Геннадий Рождественский. Роль этого дирижера в творческой судьбе Шнитке огромна. Рождественский начал исполнять музыку композитора еще в 60-е годы. С тех пор он исполнил и записал все симфонии Шнитке, многие инструментальные концерты, дирижировал премьерами кантаты «История доктора Иоганна Фауста» (в Вене), музыки балета «Пер Гюнт» (в Гамбурге), явился постановщиком балета «Эскизы» на сцене Большого театра СССР. Творчество Шнитке находится в центре исполнительских интересов прославленного маэстро.
- А. Ивашкин