Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В одной из статей Сергея Эйзенштейна есть такие слова «...Со Штраухом, другом моего детства, мы жили в эту суровую зиму 1920 года в одной комнате... Спали в шубах. Ели в шубах. Бодрствовали в шубах. В центре комнаты стояла наша гордость тоненькая вертикальная «буржуйка». Иногда на ней удавалось испечь лепешки. Но тепло от нее не достигало стен и вовсе не обогревало наше логово на Чистых прудах у Покровских ворот...»
Так началась жизнь актера Максима Штрауха и режиссера Эйзенштейна в Москве после возвращения их из Красной армии, с фронтов гражданской войны...
Еще в детские и гимназические годы Штраух мечтал о театре, устраивал домашние представления, увлекался живописью… Часто бывая в доме писателя Н. Д. Телешова, он встречался там с актерами, художниками, музыкантами, писателями… В атмосфере телешовского кружка складывались художественные вкусы будущего актера, формировались его творческие пристрастия.
И вот в этот юношеский мир, мир поэзии, музыки, искусства, стремительно ворвалась Революция, гражданская война…
«Перед моими глазами развернулась огромная панорама новой жизни, я увидел новых людей и был полон впечатлений новой, революционной действительности», — писал впоследствии Максим Максимович Штраух.
Впечатлений была масса... Он служил в войсках связи, изъездил всю страну, побывал на всех фронтах молодой Советской республики. Перед ним представали судьбы множества самых различных людей, запечатлелись в сознании сложные, порой трагические коллизии; пафос и героика незабываемых лет находили в его сердце самый взволнованный отклик.Очутившись снова в Москве, молодой Штраух решил вернуться на тот же путь, который избрал в юности. Вместе с Эйзенштейном пришли они в театр Пролеткульта.
В постановках Эйзенштейна и других режиссеров Штраух сыграл немало ролей — острохарактерных, гротесковых, буффонных... Это было время исканий, время становления. Советский театр и драматургия только зарождались...
В пьесе В. Игнатова «Зори Пролеткульта», рассказывающёй, быть может, несколько наивно, но искренно о борьбе рабочего класса, об Октябре 1917 года, молодой актер исполнил главную роль пролетария Никиты, а также (в последнем акте) роль великого русского ученого Тимирязева. Это были первые шаги Штрауха на сцене. Уже тогда в нем начинало расти стремление к искусству жизненной правды, к реализму... Одновременно в его жизнь властно вошел кинематограф. И Штраух ушел из театра, испытывая потребность в чем-то новом, как ему казалось, более значительном, отвечающем духу и потребностям нового бытия.
Став одним из ассистентов Эйзенштейна, Штраух участвовал в создании фильмов «Стачка», «Броненосец «Потемкин»», «Октябрь», «Старое и новое». Кинематограф явился прекрасной школой для молодого художника. Расширялся его идейный кругозор, приобретался необходимый творческий опыт. Первой значительной актерской работой Штрауха в кино была роль сыщика в фильме А. Роома «Привидение, которое не возвращается», созданном по новелле Анри Барбюса (1928 г.). Эта роль стала как бы точкой отсчета в его дальнейшей кинобиографии.
В начале 30-х годов в театре Мейерхольда Максим Штраух с успехом исполнял роли в пьесах В. Вишневского, Ю. Олеши, В. Маяковского... Особенно ярко его дарование раскрылось в спектаклях «Баня» и «Клоп». Новаторская, насыщенная революционным содержанием, устремленная в будущее драматургия Маяковского, ее публицистичность, активное и смелое вторжение в современность были близки и понятны Штрауху. Ему удалось создать острые сатирические образы, не нарушив при этом их жизненной достоверности и реалистической сущности. После премьеры «Бани», где актер играл Победоносикова, Маяковский лаконично подвел итог: «Прекрасен Штраух». И, действительно, в комедиях Маяковского Максим Штраух выявил себя, как актер больших сценических возможностей.
Через два года Максима Максимовича пригласили в театр Революции (ныне театр им. Маяковского), на сцене этого театра он дебютировал в роли портного Рубинчика в пьесе Н. Зархи «Улица радости». В этой роли открылись новые грани актерского мастерства Штрау¬ха. В тонком, лирико-психологическом ключе раскрыл актер историю духовного раскрепощения маленького простого человека на Западе...
Крупный, многозначный образ создал Штраух в спектакле «Мой друг». Руководящее лицо (как назвал его драматург Погодин) олицетворяло волю и авторитет партии, ее методы руководства в годы первой пятилетки…
Так начался период перехода актера к образам большой идейной и нравственной значимости: героями Штрауха в подавляющем большинстве становятся наши современники, строители нового социалистического общества. Однако в галерее его театральных образов встречаются не только современные герои... Актер разностороннего и яркого таланта, Штраух сыграл ряд интереснейших ролей в исторических и классических пьесах — Василия Шуйского в пьесе Г. Добржинского «Иван Болотников», Фридриха II в «Ключах Берлина» М. Гуса и К. Финна... В 1943 году актер создает образ фельдмаршала Кутузова в героической комедии А. Гладкова «Питомцы славы», играет Маринелли в драме Лессинга «Эмилия Галотти». Одной из последних работ была роль Нарокова в комедии Островского «Таланты и поклонники»... Штраух пробует свои силы и в режиссуре... Им поставлено несколько спектаклей — «Лесть славы» Э. Скриба, «Последние» М Горького, «Мамаша Кураж и ее дети» по пьесе Б. Брехта. Штраух улавливал биение времени, его запросы, остро ощущали . необходимость той или иной темы...
В 1937 году на сцене театра Революции в пьесе Корнейчука «Правда» Максим Штраух создал образ Владимира Ильича Ленина. С тех пор на протяжении более тридцати лет Штраух работал над воплощением ленинской темы, расширяя и углубляя творческие возможности для создания на сцене и в кинематографе личности гениального человеке и вождя, основателя Коммунистической партии и Советского государства.
Штраух создал образ Ленина в фильмах «Человек с ружьем», «Выборгская сторона», «Яков Свердлов». За фильм режиссера С. Юткевича «Рассказы о Ленине» Штрауху была присуждена Ленинская премия.
«По-настоящему сделанная роль должна иметь в основе своей партитуру не менее сложную, чем партитура музыкального произведения», — писал Штраух. Эти его слова можно целиком отнести к созданию образа Ленина в кинокартине режиссера С. Юткевича «Ленин в Польше». Раскрытие духовного мира Ленина построено здесь на сложном сочетании изображения и комментирующего голоса за кадром. Удивительная естественность, объемность, масштабность созданного образа позволяют сказать, что Штраух в фильме «Ленин в Польше» одержал большую творческую победу. Фильмы «Рассказы о Ленине» и «Ленин а Польше» как бы подводят итог многолетней напряженной работы актера, всегда находившегося на переднем крае советского реалистического искусства.
С кино были связаны многие годы жизни Штрауха. Он снимался в фильмах «Суд чести», «Заговор обреченных», «Дело № 306», «Ленинградская симфония» и других... Особенно интересна была его работа в фильме Михаила Ромма «Убийство на улице Данте», где Штраух играл Филиппа Тибо, француза-интеллигента, пришедшего сложным и трудным путем в ряды борцов Сопротивления.
Бесконечно требовательный к себе, Штраух не считал свой вдохновенный и титанический труд итогом. До конца дней он мечтал о новых интересных ролях в театре и кино, и можно с уверенностью сказать — если бы его мечты осуществились, это был бы новый шаг на благородном и ответственном пути, по которому шел замечательный актер нашего времени, лауреат Ленинской премии, народный артист СССР, Максим Максимович Штраух.