1 сторона
А. Островский
ПУЧИНА
СЦЕНЫ ИЗ 3-го и 4-го ДЕЙСТВИИ СПЕКТАКЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО МАЛОГО ТЕАТРА СССР
Боровцов.....И. Любезнов
Кирилл Кисельников Ю. Соломин
Переярков ..... А. Торопов
Кисельникова . . . . Е. Гоголева
Н. Гоголь
РЕВИЗОР
МОНОЛОГ ОСИПА ИЗ СПЕКТАКЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО МАЛОГО ТЕАТРА СССР
И. Любезнов
2 сторона
И. Горбунов
БУДОЧНИК
Инсценированный рассказ
Будочник .....И. Любезнов
Учитель .....П. Вишняков
М. Горький
ДОСТИГАЕВ И ДРУГИЕ
СЦЕНЫ ИЗ 3-го ДЕЙСТВИЯ СПЕКТАКЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО МАЛОГО ТЕАТРА СССР
Бородатый солдат . . И. Любезнов
Достигаев .....Б. Бабочкин
Елизавета......Л. Юдина
Лаптев .....П. Садовский
Нестрашный ... С. Маркушев
В. Шукшин
БЕСЕДЫ ПРИ ЯСНОЙ ЛУНЕ
СЦЕНЫ ИЗ 1-го ДЕЙСТВИЯ СПЕКТАКЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО МАЛОГО ТЕАТРА СССР
Глухов ......И. Любезнов
Тимофей ......Н. Рыжов
Малышева .....Т. Панкова
Отавиха ......С. Фадеева
Комментарий читает В. Сафронов
Редактор Е. Лозинская
Многие актерские автобиографии начинаются со слов: «еще в школе, в юности почувствовал я любовь к театру...» И все же эта кажущаяся стандартной фраза выражает самую суть мироощущения человека, только что вступающего в жизнь. Именно в те юношеские годы зарождается стремление к искусству, потребность к самовыражению, как способе поделиться с людьми всем, чем переполнена душа...
Прежде чем попасть на профессиональную сцену, Иван Александрович Любезнов играл в любительских кружках, был участником массовок Астраханского драматического театра, работал на пароходе.
На пароходе он организовал самодеятельный коллектив «Синяя блуза», который часто выступал перед командой и пассажирами... Однажды к Любезнову подошел один из зрителей. Это был артист Московского театра Ленсовета Александр Александрович Костромин. Он похвалил талантливого юношу и пригласил его приехать в Москву, обещая помочь подготовиться для поступления в Театральный институт.
Итак, Москва... Годы учебы, напряженной работы. Когда Любезнов закончил институт, руководитель курса А. Петровский сказал ему: «Твой дом — Малый театр...» Слова эти сбылись, но несколько позже... « Свой творческий путь Любезнов начал в Театре-студии Малого театра. Переиграв множество небольших ролей, он, наконец, получил роль Макара Нагульнова в инсценировке романа Шолохова «Поднятая целина». И хотя не все было совершенно в этой работе, она принесла успех молодому актеру, раскрыв его сценические возможности и во многом определив направление его дальнейшего творчества.
Вскоре Иван Любезнов стал актером Театра сатиры. В этом коллективе, рядом с блестящими комедийными актерами, он сумел занять ведущее положение. Именно эти мастера, прекрасная режиссура помогли Любезнову сформироваться, обрести индивидуальность. Он играл роли молодых простаков в пьесах К. Финна, В. Шкваркина и других советских комедиографов. И вдруг неожиданно для всех и, возможно, для самого себя сыграл Белугина в комедии Островского «Женитьба Белугина». В палитре Любезнова появились новые краски. Известный критик, профессор С. Дурылин писал: «Этот молодой актер способен к яркой драматической передаче сильных чувств и страстей».
Дурылин оказался прав. Через несколько лет способность Любезнова «к передаче сильных чувств и страстей» интересно проявилась на сцене Малого театра в спектакле «Московский характер» А. Софронова. Он играл в нем роль инженера Кривошеина. Это был дебют артиста в старейшем русском театре. Режиссер А. Дикий, который поручил роль Любезнову, не ошибся. Своеобразное лирическое, поэтическое раскрытие образа принесло успех дебютанту, он прочно вошел в коллектив Малого театра, его признали своим...
Множество самых разнообразных ролей сыграл Иван Александрович на сцене Малого театра — в пьесах А. Корнейчука, Б. Лавренева, В. Вишневского, А. Якобсона, Д. Зорина, Н. Никитина и других советских драматургов. Современный репертуар, современные герои прочно вошли в творческую жизнь артиста. В то же время и русская классика занимала и занимает в ней главное место.
Любезнов сыграл Осипа и почтмейстера Шпекина в гоголевском «Ревизоре», Коровкина в «Селе Степанчикове» Ф. Достоевского. В пьесах А. Н. Островского он исполнил роли Большова («Свои люди — сочтемся»), Константина Лукича и Каркунова («Сердце не камень»), Боровцова («Пучина»).
В горьковских пьесах Любезнов играл Двоеточие («Дачники»), Прохора («Васса Железнова»), Губина и Бородатого солдата («Достигаев и другие»).
Родившись на Волге, Иван Любезнов навсегда сохранил память о любимом крае. «На берегах Волги, — вспоминает он о днях своей молодости,— начиналась новая жизнь, но островки прошлого виднелись повсюду...
А сколько разнообразных впечатлений давала в те годы Нижегородская ярмарка... На нее съезжалась чуть ли не вся Россия. Каких только людей, каких типов там можно было видеть...»
И гоголевские типы, и Бородатый солдат, и купец Боровцов, и многие другие — не только плод его актерской фантазии, но и результат глубокого знания подлинной народной жизни. Ярко, сочно сыгранный актером Пуд Кузмич Боровцов из «Пучины» — это ведь целый пласт далекой жизни, ушедшего мира стяжателей и хищников, для которых рубль являлся мерилом человеческих отношений.
В спектакле «Беседы при ясной луне», созданном по рассказам Василия Шукшина, Любезнов соприкасается с жизнью современной деревни. В роли старика Глухова комедийный дар актера прекрасно оттеняется теплой лирико-драматической интонацией: здесь отчетливо звучит сложная неоднозначная шукшинская мелодика — и наивная хитрость, и неодолимая тяга человека к счастью, и непримиримое желание остаться самим собой...
Важнейшим актерским качеством Любезнов считает внутреннее перевоплощение.
«Я актер драматического театра, — говорит он,— моя профессиональная стихия перевоплощаться в других людей, так сказать, влезать в их кожу, понимать логику их поступков, знать их мысли и все это отображать на сцене. Если перевоплощение удается, то, как правило, легко находятся и краски для обрисовки внешнего облика персонажа...»
Диапазон творчества Ивана Любезнова свидетельствует о разнообразии его актерских интересов. Его хорошо знают и любят миллионы кинозрителей. Он снимался в таких фильмах, как «Богатая невеста», «В шесть часов вечера после войны», «Яков Свердлов», «Встреча па Эльбе», «Идиот» и многие другие...
Но популярность принесло ему не только кино. Он давно уже с успехом выступает на эстраде, читает Пушкина, Чехова, Шолохова, Твардовского, исполняет басни, юмористические рассказы. Он тонко чувствует природу слова, безграничность его возможностей, его художественную и публицистическую силу.
Любезнов умело и в должной художественной мере выявляет современное отношение к искусству, никогда притом не забывая о лучших традициях русского реалистического театра. Он активен, всегда в самой гуще жизни, событий, общественных дел. Многие годы Любезнов был депутатом Моссовета. Сейчас он возглавляет Московскую городскую военно-шефскую комиссию. С воинами Советской Армии у Ивана Александровича давнишние связи, его знают и молодые солдаты, его помнят и пожилые фронтовики, для которых он всегда был и остается другом и любимым актером.
Иногда успех мешает человеку, делает его несколько другим, возлагая на него некое бремя славы. Для Ивана Александровича Любезнова популярность не бремя, а ответственность, ответственность перед зрителями, перед поклонниками его яркого жизнеутверждающего таланта, перед театром, в котором он работает.
...В аттестате Ивана Любезнова по окончании средней школы в графе об интересах, проявленных учеником, прямо так и значилось: обнаружил склонность к театральному искусству...
Для народного артиста СССР, лауреата Государственных премий Ивана Александровича Любезнова эта фраза оказалась пророческой: театр стал его жизнью, его сущностью, его призванием.
Ю. Лауфер