вкладка, стр.3
Антонио Вивальди — крупнейший представитель итальянской музыки периода высокого барокко, замечательный композитор, скрипач, дирижер и педагог. Он родился в Венеции предположительно 4 марта 1678 года, Первым учителем музыки Антонио стал его отец Джованни Баттиста Вивальди, скрипач капеллы собора святого Марка, впоследствии он, по-видимому, обучался композиции у Джованни Легренци. В 1703 году Вивальди становится преподавателем игры на скрипке, позднее дирижером и директором одной из лучших венецианских женских консерваторий «Ospedale della Pieta», где прослужил с небольшими перерывами почти всю жизнь. Активная творческая деятельность Вивальди прославила его имя по всей Европе.
С пятнадцати лет Вивальди носил духовный сан, однако, по воспоминаниям современников (в том числе Карло Гольдони), в характере «рыжего священника» («II Prete rosso»), как его называли в Италии, было немало чисто светских черт. В результате конфликтов с клерикальными кругами композитор в 1740 году уехал в Вену, где и умер в бедности 28 июля 1741 года.
После смерти Вивальди творчество его было надолго предано забвению. Но когда в 1926 году итальянский музыковед Альберто Джен-тили обнаружил множество рукописей неизвестных произведений композитора, наступил подлинный ренессанс его музыки, в наши дни пользующейся широчайшей популярностью.
Кипучая и деятельная натура Вивальди отразилась в его произведениях, отличающихся богатейшим кругом настроений, свежестью и яркостью. Колоссальное наследие Вивальди включает практически все существовавшие тогда музыкальные жанры: оперы, кантаты и арии, духовные сочинения, симфонии и сонаты. Но ведущим жанром явился для него инструментальный концерт, Число концертов композитора приближается к 500! Большая часть из них написана для скрипки, но Вивальди создавал концерты для самых различных инструментов: виолы д'аморе, виолончели, флейты, гобоя, фагота, валторн, труб, мандолины, разнообразных смешанных составов. Здесь в наибольшей степени проявилось гениальное мастерство композитора, его неистощимая фантазия и смелое новаторство. Вивальди насыщает сольные партии невиданным ранее концертным блеском; с удивительной изобретательностью сочетая их с tutti (струнный оркестр и клавесин), он наделяет музыку подлинно симфоническим размахом. Принцип концертирования— состязания между soli и tutti—доведен у него до высшего совершенства. Красота и выразительность тематизма, красочность и рельефность образов предвосхищают творчество венских классиков и даже музыкальный романтизм (последнее касается прежде всего' программных концертов — таких, как знаменитый цикл «Четыре времени года»). Вивальди прочно установил трехчастное строение концерта (быстро — медленно — быстро), рондообразную структуру быстрых частей, где основная тема (ритурнель) проходит несколько раз в различных тональностях у оркестрового tutti, чередуясь с развивающимися эпизодами, порученными солистам. И. С. Бах, постигший на примере сочинений Вивальди закономерности концертного жанра, переложил ряд вивальди-евских концертов для клавира и органа, причем оригиналами концертов для клавира соло служили концерты для скрипки, а концертов для органа соло — за единственным исключением — концерты для двух скрипок.
Большинство произведений Вивальди, изданных при жизни композитора, заключено в тринадцати опусах, девять из которых — концерты.
Первым концертным опусом были двенадцать концертов, соч. 3 "L'Estro armonico" («Гармоническое вдохновение»), опубликованные около 1712 года в Амстердаме Этьеном Роже (в двух тетрадях). Сборник снискал такую популярность, что в 1715 году его напечатало лондонское издательство Уолша и Хейра, затем амстердамское и лондонское издательства опубликовали повторные выпуски, и наконец, уже после смерти Вивальди, в 1750 году концерты были напечатаны в Париже издательством Ле Клера-младшего.
Очевидно, многие концерты были созданы и получили известность до издания опуса — рукописные копии некоторых произведений были найдены во многих городах Европы. Для своего первого сборника концертов Вивальди, очевидно, постарался отобрать лучшие образцы, представив свою трактовку жанра во всем ее многообразии.
Расположение концертов в сборнике отличается строгой продуманностью. Опус как бы делится на четыре группы, в каждой из которых помещены концерты для четырех, двух и одной солирующих скрипок (в некоторых концертах для четырех и двух скрипок использована также солирующая виолончель). Точно выдержано чередование мажорных и минорных концертов — лишь последние два меняются местами, по-видимому, для создания праздничного мажорного обрамления цикла.
В «L'Estro armonico» Вивальди выступает самобытным гениальным мастером, в то же время здесь ощутимо воздействие его предшественников и современников Арканджело Ко-релли (1653-1713), Джузеппе Торелли (1658-1708) и Томазо Альбинони (1671 -1750). Концерты для четырех скрипок и некоторые из концертов для двух скрипок еще близки тк кончерто гроссо кореллиевского типа —в них нередко свободное чередование четырех или даже пяти разных по масштабам частей; староконцертная «ритурнельная» структура еще не везде присутствует, но в то же вре •• я в отличие от Корелли, кончертино (группа солистов) не обладает одинаковым составом и трактуется часто не как единый ансамбль, а как последовательно чередующиеся солисты. Что же касается концертов для одной скрипки (и некоторых двойных концертов), то здесь уже налицо полностью сложившиеся принципы концерта позднего барокко, заметные и в сольных концертах Торелли и Альбинони, — трехчастный цикл, рондообразная структура быстрых частей с противопоставлениями оркестрового ритурнеля сольным эпизодам.
На относительно архаичные черты указывает расположение инструментов в партитуре. Вместо традиционного разделения струнной группы здесь присутствуют четыре партии скрипок, две — альтов, одна — виолончели и контрабас с клавесином (basso continuo). В отдельных концертах некоторые партии дублируют друг друга. Сольные партии выделены на соответствующей строке tutti. Ряд исследователей считает, что такое расположение указывает на еще существовавшую в то время традицию разделения tutti на два оркестра (in due cori) и что Вивальди мог исполнять в юности свои концерты, заменяя отца, в соборе святого Марка, где помещение позволяло использовать два оркестра. Это предположение особенно убедительно по отношению к концертам для четырех скрипок.
Несмотря на общие черты, поразительное многообразие концертов «L'Estro armonico» не позволяет даже некоторые из них втиснуть в единые структурные или образно-драматургические рамки. Каждое произведение цикла обладает своей неповторимой индивидуальностью.
В Концерте № 1 для четырех скрипок и (в первой части) виолончели ре мажор, RV 519 четко кристаллизовавшемуся трехчастному циклу сопутствуют тематизм и приемы развития, еще близкие Корелли. В начальном Allegro имитационное вступление энергичного мотива у двух скрипок подхватывается праздничным tutti, солисты и оркестр чередуются быстро и свободно. Во второй части, си-минорном Largo е spiccato, трижды проходит суровая унисонная мелодия оркестра в трехдольном размере и пунктирном ритме чаконы с характерными нисходящими хроматизмами, обрамляя полные тихой печали фигурации двух солирующих скрипок. Финальное Allegro выдержано в стремительном моторном движении жиги.
Концерт № 2 для двух скрипок и виолончели соль минор, RV 578 составом солирующей группы перекликается с концертами Корелли, но в его суровой и драматичной музыке явственно ощутима типично вивальдиевская бурная патетика. Четырехчастный цикл, где две медленные части чередуются с двумя быстрыми, напоминает итальянскую барочную sonata da chiesa (церковную сонату). В кратком начальном Adagio e spiccato с его заостренной хроматикой господствует сумрачное звучание оркестра, лишь на момент прерываемое жалобной фразой солистов. Стремительными гаммообразными мотивами открывается ритурнель драматического Allegro, сменяясь напряженными тремоло басов, развитыми сольными эпизодами. В третьей части, Larghetto, аккорды tutti чередуются с тихой и скорбной кантиленой солистов. Финальное Allegro, как и в предыдущем концерте, идет в движении жиги, но здесь сохраняющей драматический колорит и имеющей четкую ритурнельную структуру.
Концерт № 3 для скрипки соль мажор, RV 310 известен также в баховском переложении для клавира соло в тональности фа мажор (BWV 978). Он представляет собой типичный для Вивальди трехчастный цикл. В полном радостного оживления начальном Allegro сольные эпизоды еще недостаточно рельефно оттеняют энергичный ритурнель, сближаясь с ранними образцами сольного концерта Торел-ли и Альбинони. Во второй части, элегическом ми-минорном Largo, последовательно выдержан принцип поначалу потактового чередования аккордов tutti и фигурации солиста, постепенно расширяющих масштабы. Ритурнель финального Allegro в духе подвижного менуэта определяет характер части, сохраняющийся и в сольных эпизодах.
Четырехчастный цикл Концерта № 4 для четырех скрипок ми минор, RV 550, как и в концерте соль минор, напоминает sonata da chiesa, но здесь драматизму еще в большей степени сопутствует концертный блеск. Во вступительном Andante в характере сарабанды пунктирный ритм торжественного шествия пронизывает и фразы tutti с их ламентозным нисходящим хроматическим басом и сольные разделы. Полная энергии и движения вторая часть, Allegro assai, чередует стремительный ритурнель с развитыми сольными эпизодами с поочередно вступающими скрипками. Последующее Adagio — всего лишь краткая оркестровая связка с финальным Allegro, родственным по облику второй части, но идущим в трехдольном танцевальном размере.
Концерт № 5 для двух скрипок ля мажор, RV 519, судя по большому числу рукописных копий, пользовался большой популярностью.
Известны его переработки для клавира, а также для двух скрипок, двух гобоев, фагота и струнных (последняя приписывается ученику Вивальди, немецкому скрипачу Иоганну Георгу Пи-зенделю). Трехчастный цикл, отличающийся яркими темброво-динамическими контрастами, четкой структурой, — великолепный образец зрелого концертного стиля Вивальди. Начальное Allegro основано на сопоставлениях унисонного ритурнеля, насыщенного фанфарными интонациями, и блестящих виртуозных сольных разделов. Во второй части, Largo, кантилена солирующей скрипки на фоне скромного сопровождения скрипок и альтов проникнута светлой задушевностью, лишь на момент внезапно окрашиваясь в печальные минорные тона, Финальное Allegro в ином мелодико-ритмическом аспекте возрождает празднично-торжественные образы первой части.
Концерт № 6 для скрипки ля минор, RV 356 неоднократно переиздавался, являясь одним из первых вивальдиевских концертов, приобретших широчайшую популярность, которая сохранилась и в наши дни. Ритурнель начального Allegro с его суровой поступью и настойчивыми повторениями мотивов словно задает тон всему произведению, исполненному величавой красоты и драматизма. Сольные эпизоды развивают интонации ритурнеля — виртуозный блеск уступает здесь место сдержанному, но динамичному развитию. Вторая часть, ре-минорное Largo, — монолог скрипки, сопровождаемой аккомпанементом скрипок и альтов, по словам Альфреда Эйнштейна, «поднимающийся в сферы одухотворенного страдания». Облик финального Presto определяет ритурнель, примечательный подчеркнуто неквадратным строением и захватывающий бурной драматической энергией.
Концерт № 7 для четырех скрипок и виолончели фа мажор, RV567 особенно близок Корелли. Некоторые исследователи считают его наиболее ранним в опусе. Однако, по мнению Марка Пеншерля, это произведение явилось намеренным знаком почтения Вивальди своему великому предшественнику. Этот концерт — единственный в сборнике, тяготеющий к пяти-частности. В первой части, Andante, торжественный начальный мотив оркестра проходит у солистов, расцвечиваясь фигурациями. Мотив этот — вариант известной темы Tempo di Ga-votta из Сонаты Корелли для скрипки и basso continuo, соч. 5 № 10, на которую Джузеппе Тартини написал свои вариации «Искусство смычка». Другой вариант той же темы Вивальди использовал в Аллеманде из Сонаты для скрипки и клавесина, соч. 2 № 4, RV 20. Третья и пятая части, Adagio, — всего лишь маленькие связующие построения у tutti, обрамляющие блестящее Allegro, которое не имеет ритурнельной структуры, но отличается необычайной изобретательностью развития. Один из мотивов солистов является маршеобразным вариантом темы первой части, еще сильнее приближающимся к кореллиевской мелодии. Финальное Allegro, также по традиции Корелли часто чередующее soli и tutti, — подвижный менуэт.
Концерт № 8 для двух скрипок ля минор, RV 522 заслуженно пользуется, наряду с концертным циклом «Четыре времени года» из соч. 8, едва ли не наибольшей известностью среди концертов Вивальди, своей драмтиче-ской мощью, красотой и совершенством явившись образцом для многих концертов Баха, обработавшего его для органа соло (BWV 593). В оркестровом ритурнеле первого Allegro мощные аккорды сменяет патетическая мелодия, интонации которой звучат и в печальной теме солистов. Вторая часть, Larghetto e spiri-toso, основана на принципе остинатного баса. Траурный унисонный нисходящий мотив tutti обрамляет исполненный скорбной отрешенности дуэт солирующих скрипок, звучащий на фоне выдержанных интонаций основной темы. Властный и энергичный ритурнель финального Allegro чередуется с рядом разнохарактерных сольных эпизодов, в одном из которых появляется протяженная грустная мелодия, подобная лирической оперной арии. «Кажется, что в роскошном барочном зале распахнулись окна и двери, и вошла с приветствием вольная природа; в музыке звучит гордый величественный пафос, еще не знакомый XVII веку; возглас гражданина мира», — писал об этом эпизоде А. Эйнштейн.
Концерт № 9 для скрипки ре мажор, RV 230, переложенный Бахом для клавира соло (BWV 972), по сравнению с предыдущим концертом, произведение значительно более скромное. Рельефная начальная интонация жизнерадостного вступительного Allegro появляется только один раз — сольные эпизоды оттеняют лишь фрагменты ритурнеля. Во второй части, Larghetto, прозрачные напевные фигурации солиста обрамлены просветленным звучанием аккордов tutti. Финальное Allegro выдержано в духе оживленного народного танца, близкого менуэту или паспье. Как и в первой части, вступительный мотив ритурнеля звучит лишь в начале, растворяясь в праздничных тремоло tutti и виртуозных эпизодах солиста.
Из концертов для четырех скрипок, помещенных в сборник, наибольшей популярностью заслуженно пользуется Концерт № 10 для четырех скрипок и виолончели си минор, RV 580, известный также в транскрипции Баха для четырех клавесинов с оркестром (в тональности ля минор, BWV 1065). В структуре и инструментовке здесь еще заметны черты более старого концерта кореллиевского типа, но чисто вивальдиевская вдохновенная патетика обусловила новую их трактовку. Основная тема начального Allegro с ее настойчивыми мотивными повторами вводится солистами и подхватывается насыщенным оркестровым tutti. Властно вторгаясь в многообразные по фактуре сольные разделы, она приближается к завершенному ритурнелю. Медленная часть как бы распадается на две самостоятельных части (что вновь напоминает Корелли). Вступительное Largo с его остинатной пунктирной ритмикой, экспрессивной перекличкой кратких фраз солистов и аккордов tutti сменяется в последующем Larghetto затаенно-тревожной мерной фигурацией, приводящей к краткой реминисценции начальных интонаций в заключительных тактах. В финальном Allegro порывистый и напряженный характер, господство яркой и полновесной звучности, бурные тремоло, динамичные и многообразные чередования оркестрового ритурнеля с солистами словно воссоздают картину разбушевавшихся стихий, перекликаясь со многими страницами «Времен года».
В Концерте № 11 для двух скрипок и виолончели ре минор, RV 565 — еще одном шедевре опуса — и состав солирующей группы и многочастная структура напоминают о ко-реллиевских кончерти гросси, но здесь эти черты вновь переосмыслены трагедийным содержанием, в отличие от предыдущего концерта, воплощенным в более суровых и сдержанных тонах. Известно баховское переложение концерта для органа соло (BWV 596), долгое время приписываемое старшему сыну композитора, Вильгельму Фридеману. Не имеет аналогов у Вивальди четырехместный цикл, открывающийся настоящими прелюдией и фугой. Роль прелюдии выполняет сумрачное вступление, Allegro, где повсюду господствуют солисты, — нарочито однообразные канонические имитации скрипок сменяются фигурация-ми виолончели. Краткое хроматическое Adagio е spiccato предваряет фугу, Allegro, полную мощной энергии и написанную с подлинно баховским контрапунктическим мастерством. Чередования soli и tutti увенчаны в конце яркой кульминацией. В медленной части, Largo e spiccato в характере сицилианы, мелодия оркестра обрамляет полный тихой скорби монолог солирующей скрипки, близкий ариям 1а-mento и не уступающий по своей трагической силе знаменитой арии «Erbarme dich» из ба-ховских «Страстей по Матфею». Финальное Allegro — наиболее «концертная» часть цикла. Энергичные имитации солистов в основной теме сменяются бурными хроматическими tutti оркестра, неоднократно вторгающимися в драматические переклички солистов.
Последнее произведение сборника — Концерт № 12 для скрипки ми мажор, RV 265, как и Концерт № 6, приобрел широкую известность, благодаря многочисленным переизданиям. Известна его баховская транскрипция для клавира соло в тональности до мажор (BWV 976). Это сочинение — великолепный образец скрипичного концерта позднего барокко. Здесь повсюду господствуют радостные и светлые тона. Бодрый и энергичный ритурнель первого Allegro с его многократным использованием эффекта «эхо» оттеняется каскадом сольных эпизодов. Вариант начального мотива лежит в основе второй части, Largo, где за каноническими имитациями tutti следует мечтательный монолог солиста. Финальное Allegro, широко и увлекательно разработанное, возвращает к радостным образам первой части.
Следующий опус Вивальди — двенадцать концертов для скрипки с оркестром, соч. 4 «La Stravaganza» («Причуда») — был издан тем же Этьеном Роже в Амстердаме около 1715 года (в двух тетрадях), вскоре шесть концертов сборника были напечатаны лондонским издательством Уолша. Название опуса, очевидно, должно было свидетельствовать о новизне и необычности входящих в него произведений.
В отличие от "L'Estro armonico", сборник "La Stravaganza" внешне более единообразен, являя собой четко кристаллизовавшиеся барочные концертные циклы. Все двенадцать концертов написаны для солирующей скрипки с простым струнным оркестром и basso continuo (органом, а в концерте, соч. 3 № 8 — клавесином). Иногда к основному солисту присоединяются вторая скрипка и виолончель соло. За исключением четырехчастного Концерта, соч. 4 № 7, все произведения имеют три части (быстрая — медленная — быстрая) и обладают четкой ритурнельной структурой в крайних частях. И тем не менее музыка концертов, соч. 4 не менее многопланова, чем в предыдущем опусе. Яркой гамме различных образов сопутствуют индивидуальные трактовки структуры и соотношений инструментов, демонстрируя поразительное мастерство композитора и полное завоевание им творческой зрелости и самобытности. Как и в "L'Estro armonico", мажорные концерты здесь строго чередуются с минорными — сохранение в последнем концерте мажорного лада, очевидно, вновь вызвано стремлением создать праздничное обрамление цикла.
Концерт № 1 си-бемоль мажор, RV 383а известен также в другой версии, RV 381 с иными второй и третьей частями, которая и послужила основой баховской транскрипции для клавира соло в тональности соль мажор, BWV 980 (вариант упомянутой версии обозначен в каталоге сочинений Вивальди, составленном Петером Риомом, как Концерт для двух скрипок, RV 528). В то же время вторая и третья части Концерта, соч. 4 № 1 фигурируют в Концерте, RV 383 (с иной первой частью). Характер начального Allegro обрисовывает энергичный оркестровый ритурнель. В эпизодах к солирующей скрипке присоединяются на момент еще одна скрипка и виолончель. Во второй части, Largo e canfabile, повсюду господствует светлая ариозная кантилена солиста. Финальное Allegro начинается подобно концерту для струнных без солистов — с длительного развития праздничного и задорного ритурнеля, скрипка вступает уже ближе к концу.
Концерт № 2 ми минор, RV 279 известен в обработке И. Г. Пизенделя (с новыми второй и третьей частями). Драматичная и яркая музыка произведения воплощена в упрямых мо-тивных повторах основной темы первого Allegro, расцвеченной протяженными soli эпизодов; в экспрессивных фразах tutti, второй части, Largo, где они обрамляют скорбный напев скрипки; наконец, в синкопированном, ритмически прихотливом ритурнеле заключительного Allegro с развитыми сольными разделами импровизационного характера.
Ритурнель начального Allegro Концерта № 3 соль мажор, RV 301, построенный на простых аккордовых фигурациях, полон радостного оживления, которое господствует и в сольных эпизодах. Контраст вносит вторая часть, Largo си минор в движении сицилианы. Мелодия, вводимая оркестром и варьируемая солистом, проникнута задушевной печалью. Финальное Allegro assai с его бодрой канонически изложенной темой выдержано в характере быстрого трехдольного танца.
Пожалуй, наиболее популярное произведение цикла — Концерт № 4 ля минор, RV 357, серьезностью и глубиной драматизма перекликающийся с лучшими концертами предыдущего опуса. Основная тема вступительного Allegro с ее размашистыми октавными ходами и грозными унисонами развита и в сольной партии. В скорбном ре-минорном Grave экспрессивный напев скрипки словно парит над оркестровым сопровождением с остинатным пунктирным ритмом. В финальном Allegro образы первой части получают дальнейшее развитие, как в бурном и взволнованном ритурнеле, так и в эпизодах солиста.
В противоположность своему предшественнику Концерт № 5 ля мажор, RV 347 окрашен в радостные тона. Энергичной приподнятостью проникнуты и ритурнель и развитые виртуозные эпизоды первого Allegro. Вторая часть, Largo, — идиллическое светлое ариозо солиста. Заключительное Allegro moderate» с его ритмически прихотливой синкопированной основной темой завершает концерт праздничными звучаниями.
Первые две части Концерта № 6 соль минор, RV 316а известны в обработке Баха для клавира соло (BWV 975). Фигурирующая в этой транскрипции финальная Жига предположительно заимствована из другой, утерянной версии концерта Вивальди, RV 316. Начальное Allegro служит также финалом последней из сонат для мюзетты или любого высокого инструмента с цифрованным басом, соч. 13 № 6, RV 58 из приписываемого Вивальди сборника "II Pastor fido" («Верный пастырь»). Музыка концерта драматична. В первом Allegro тревожный ритурнель динамично развит и в сольных эпизодах, где к солисту иногда присоединяются еще две скрипки. Вторая часть, Largo ре минор, основана на простой, песенной мелодии скрипки. Характер финального Allegro обрисовывает взволнованная тема оркестра, заостренная хроматизмами.
Концерт № 8 до мажор, RV 185 значительно отличается от других произведений сборника. К солирующей скрипке здесь повсюду прибавляется вторая скрипка, а во многих эпизодах и виолончель. Трехчастный цикл заменен четырехчастным по темповой драматургии sonata da chiesa. Первая часть, Largo, чередующая величественные нисходящие мотивы tutti и лирические фразы солистов, служит торжественным введением в цикл. Последующее Allegro molto полно радостного возбуждения. Третья часть, лирическое Largo, в основе которого дуэт двух скрипок, выделяется тональной неустойчивостью и смелостью модуляций. Заключительное Allegro в движении трехдольного танца (паспье или менуэта), построенное на быстрых сменах soli и tutti, блещет красочными сопоставлениями мажора и минора.
Тревожная, нервно-возбужденная атмосфера царит в Концерте № 8 ре минор, RV 249. Его строение отличается необычайной свободой. Первая часть, Allegro, идет в триольном движении жиги, типичном скорее для финалов, причем основная тема вводится солистом и лишь затем подхватывается tutti. Драматичное развитие внезапно останавливается аккордами Adagio, после чего звучит завершающее часть бурное Presto в двудольном размере, обрываясь половинным кадансом. Во вступающей без перерыва второй части, Adagio, солист не фигурирует — на фоне арпеджий клавесина звучат сумрачные причудливые тональные блуждания оркестра, напоминая «Сон» из концертов «Осень», RV 293 и «Ночь», RV 439. Более традиционно построено финальное Allegro с его суровой поступью ритурнеля и импровизационной свободой сольных эпизодов.
Характер Концерта № 9 фа мажор, RV 284 определяет уже торжественно-приподнятый ритурнель первого Allegro. Парадный блеск отличает и сольные разделы, где использованы еще одна скрипка и виолончель. В основе второй части, Largo ля минор, — чередование аккордов оркестра и печальных фраз солиста, доходящих временами до драматического пафоса. Мужественная энергия и праздничный задор господствуют и в рельефной упругой мелодии ритурнеля и в сольных эпизодах заключительного Allegro.
В Концерте № 10 до минор, RV 196 царит мужественная героика, временами кажущаяся предвестником бетховенских произведений в той же тональности. Таков пунктирно-ритмо-ванный ритурнель начального Spiritoso, подобный суровому и горделивому шествию и развиваемый затем солистом. Во вступающем без перерыва Adagio фразы оркестра предваряют печальный песенный скрипичный монолог. Чеканная, суровая основная тема финального Allegro воскрешает образы первой части.
Жизнерадостная и нарядная музыка вступительного Allegro Концерта № 11 ре мажор, RV 204 открывается каноническими перекличками двух солирующих скрипок, сменяемыми мощными унисонами tutti, возбужденными и приподнятыми сольными эпизодами. Во второй части, си-минорном Largo, звучат только два инструмента — печальную мелодию скрипки сопровождает виолончельный аккомпанемент. Солирующая виолончель принимает участие и в блестящем бравурном заключительном Allegro assai.
В завершающем опус Концерте № 12 соль мажор, RV 298 ритурнель первой части, Spiritoso е поп presto, развивается и в партии солиста. Вторая часть, Largo, написана в редкой у Вивальди форме пассакалии — вариаций на ости-натный нисходящий басовый мотив. Тожественно-величавое звучание темы у tutti обрамляет ряд вариаций у солиста, из которых две последние изложены в соль миноре, создавая драматический контраст. Исполненное безудержной радости и веселья финальное Allegro открывается моторными фигурациями солиста, которые подхватывает праздничное tutti оркестра.
* * *
Уже почти три десятилетия итальянский камерный оркестр "I Musici" (в переводе «Музыканты»; другое, реже встречающееся название коллектива — "I Musici di Roma" — «Римские музыканты») считается едва ли не лучшим исполнителем произведений итальянского барокко. В начале 1950-х годов коллектив был основан двенадцатью учениками римской академии «Санта Чечилия», свой первый открытый концерт они дали в Риме в 1952 году. Успех молодых музыкантов был настолько велик, что уже в том же году они получили приглашение выступить вю Франции, Испании, Португалии, совершили турне по городам Италии. Великолепные качества оркестра — виртуозное владение инструментами, высочайшая ансамблевая культура, вдохновенная, увлекательная манера, способность передать музыку великих мастеров прошлого А. Корелли, А. Вивальди, П. Локателли и других во всей полноте, ярко и современно — быстро снискали "I Musici" любовь как рядовых слушателей, так и признанных авторитетов. Великий итальянский дирижер Артуро Тосканини, присутствовавший на одном из их концертов, восторженно воскликнул: «Это лучший камерный оркестр мира!» Этих слов Тосканини было достаточно, чтобы перед молодыми музыкантами открылись двери крупнейших концертных залов. Их искусство встретило восторженный прием в Англии и Голландии, Бельгии и Австрии, Швейцарии и Венгрии, в скандинавских странах, в Канаде и Южной Америке, знаменитый оркестр выступал даже в Конго. В 1967 году "I Musici" совершили триумфальное турне по городам США, Вершиной выступлений оркестра стали концерты на фестивалях в Венеции, Граце, Копенгагене, Экс-ан-Провансе, Эдинбурге, Зальцбурге.
В постоянном составе 'I Musici" шесть скрипачей, два альтиста, два виолончелиста, контрабасист и клавесинист, помимо них с ансамблем в разные годы выступали и записывались другие замечательные инструменталисты: флейтисты Северино Гаццеллони и Франц Брюгген, гобоисты Лео Дрихейс и Хайнц Холлигер, трубач Морис Андре, скрипач Сальваторе Ак-кардо. Чаще всего солистами выступают «лидеры» оркестра — скрипачи Феликс Айо и Ро-берто Микелуччи. Яркое, сочное звучание маленького оркестра наполняет не только помещения, приспособленные для исполнения камерной музыки, но и такие огромные залы, где приходилось выступать музыкантам, как «Карнеги-холл» в Нью-Йорке и «Консертгебау» в Амстердаме. В репертуаре ансамбля множество произведений А. Вивальди, А. Корелли, П. Локателли, Т. Альбинони и других мастеров эпохи барокко, ряд сочинений И. С. Баха, В. А. Моцарта и их современников, а также музыка XX века: Б. Бриттен, Б. Барток, С. Бар-бер, Ф. Мартен. Несмотря на то, что за последние два десятилетия появилось много камерных ансамблей высокого класса, им не удавалось отодвинуть "I Musici" на второй план.
Уже более четверти века оркестр сотрудничает с голландской фирмой грамзаписи "Philips", многие их работы были удостоены различных призов. Записанные оркестром "I Musici" произведения Антонио Вивальди составляют основу единственного в мире собрания сочинений композитора в грамзаписи, издаваемого фирмой "Philips".