ЛЗГ, 18.01.84
В романсе М. Балакирева на слова А. Головинского «Ты пленительной неги полна» есть строки, будто прямо относящиеся к искусству Елены Образцовой: «И вес слушать хотел бы тебя, кто твой голос однажды услышал. . .» В свое время С. Я- Лемешев, подтвердив подобное впечатление, объяснил широкую популярность Образцовой тем, что у нее всегда есть что сказать слушателям, и хотя поет она с большой творческой, человеческой, эмоциональной отдачей, остается уверенность, что в следующий раз в этом же произведении слушатели найдут что-то новое. И артистка никогда не обманывает их надежд, никогда их не разочаровывает.
Елена Образцова — одна из самых известных певиц нашего времени, выступающая не только у себя на родине, но и во многих странах Европы и Америки. В русском оперном репертуаре высшие достижения Образцовой — образы Любаши («Царская невеста»), Марфы («Хованщина»), Марины Мнишек («Борис Годунов»);в операх западноевропейских композиторов— Кармен («Кармен»), Азучена («Трубадур»), Эболи («Дон Карлос»), Амне-рис («Аида»), Далила («Самсон и Далила»), Шарлотта («Вертер»), Ульрика («Бал-маскарад»). Тот же уровень мастерства, та же редкая талантливость, которой отмечено каждое выступление Образцовой на оперной сцене, отличают ее камерное исполнительское творчество.
Выступления с камерными программами стали одной из прекрасных традиций русских и советских оперных певцов. И Елена Образцова достойно продолжает эту традицию. Ее концертный репертуар включает произведения композиторов разных школ и направлений,от Баха и Генделя до Прокофьева и Свиридова, программы тематические и монографические. Особое место в нем занимают романсы П. И. Чайковского. Камерному творчеству композитора Е. Образцова посвящает специальные вечера, включает его романсы в сборные программы.
На пластинке записаны двенадцать романсов, созданных Чайковским в разные годы, на слова разных поэтов. Они раскрывают становление, развитие духовной жизни человека, ее драматизм, ее лирические откровения. Огромный эмоциональный диапазон романсов впечатляюще передает в своем исполнении Елена Образцова.
Продуманно, с тонкой выразительностью строит она каждую музыкальную фразу и всю форму в целом, используя свои поистине безграничные вокальные возможности. Высо-
кое мастерство певицы всегда одухотворено искренним чувством. Как меняется характер звука, тембральная окраска ее голоса в зависимости от образа и настроения романса! Сравним исполнение хотя бы двух романсов — «Примирение» и «Уж гасли в комнатах огни», двух миниатюр-воспоминаний о былом. Первый романс Образцова поет глубоким, «темным» звуком, передавая душевную драму героя, жаждущего обрести смирение и покой, во втором — ясный «просветленный» тембр голоса прекрасно выражает чистый лиризм, свежесть юных чувств. Образцова передает и сложную драматургию, и смену состояний души героя в романсах «То было раннею весной», «Снова, как прежде, один». Подлинным исполнительским шедевром представляется запись романса «Кабы знала я, кабы ведала», который артистка поет в традициях русских народных песен.
Вокальные и артистические достоинства Елены Образцовой, раскрывающиеся в романсах Чайковского, объединяет одно из самых ценных качеств творческой индивидуальности певицы — владение современным исполнительским стилем. Это делает ее искусство созвучным мыслям и чувствам самых широких кругов слушателей.
С. ГРИГОРЬЕВА