Немногие исполнители-арфисты могут сравниться в популярности с Верой Дуловой. Ее слушает, ею восторгается публика многих городов и стран.
«Артистка мирового класса»; «Вера Дулова — мировой виртуоз»; «Дулова — величайший мастер игры на арфе»; «Великолепное искусство советской артистки» — так гласили заголовки статей, посвященных выступлениям Дуловой за рубежом.
Действительно, ее игра одновременно виртуозна и поэтична, а звук пленяет благородством и певучестью.
Концертный репертуар Веры Дуловой необычайно разнообразен — и классическая, и современная музыка находит в её лице тонкого, вдохновенного интерпретатора. Она создала для арфы многочисленные переложения камерных и симфонических произведений, расширив тем самым исполнительский репертуар. Пленительная филигранность и тонкость клавесинной музыки старинных мастеров, широкое приволье чувств, столь характерное для русской фортепианной лирики Чайковского и Глинки, стремительная и пламенная виртуозность скрипичных каприсов Паганини, красочный оркестровый колорит партитур Равеля — все доступно арфе Дуловой.
Концертная деятельность народной артистки СССР, лауреата Государственной премии СССР Веры Георгиевны Дуловой началась очень рано. Совсем еще юной воспитанницей детской группы при Московской консерватории она дала свой первый сольный концерт, обративший внимание московской публики и
течение двух лет занималась в Берлине у известного арфиста, профессора Макса Зааля и в то же время много концертировала по Германии, неизменно получая самые высокие оценки немецкой музыкальной критики.
С 1934 года Вера Дулова солистка оркестра Большого театра. Ее блестящие каденции в балетах Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», в «Раймонде» Глазунова, «Красном цветке» Глиэра, «Дон Кихоте» Минкуса всегда сопровождаются бурными аплодисментами публики.
На протяжении многих лет Дулова ведет педагогическую работу, являясь профессором Московской консерватории.
Артистка продолжает и интенсивную концертную деятельность, много гастролирует по Советскому Союзу и за рубежом (Австрия, Англия, Чехословакия, Голландия, Япония, Сингапур, США, Бельгия, ГДР, Югославия, Франция). Нельзя не отметить ее огромного интереса к современной музыке и постоянных творческих связей с советскими и зарубежными музыкантами.
Газеты многих стран единодушны в своем восхищении искусством советской артистки.
«Вера Дулова — художник огромной одаренности... Светлая лирика и вдохновение, которыми проникнута ее игра, прекрасно гармонируют с особенностями звучания ее инструмента» («Советская музыка» ).
«Вера Дулова исполняла произведения Генделя, Доницетти, Прокофьева с глубокой музыкальностью, грацией и чувством стиля» («Иль Газетт», Италия).
«Дулова покорила публику разнообразием приемов... оркестровым звучанием инструмента. Зал стоя приветствовал артистку...» («Нью-Йорк тайме», США).
«Дулова доказала американским музыкантам, что она действительно является королевой арфисток. Аудитория с восторгом и бурей аплодисментов встречала каждый ее выход. Дулова играет без всякого напряжения, а это признак высочайшего мастерства исполнителя» («Лос-Анджелес тайме», США).
«...Ее арфа звучала величественно, а исполнение было настолько художественным, что безусловно является мировым образцом. Вся ее игра была проникнута выразительностью, большой теплотой и богатством тона. Это было исполнение удивительной нежности и теплоты» («Шотландец», Англия).
«...Ее виртуозная игра является образцом выразительности и мастерства...» («Глазго геральд», Англия).
«Замечательное искусство Веры Дуловой доставило слушателям истинную радость. Она покоряет своим мастерством, артистичностью. Феноменальная техника, красивый и буквально «поющий» звук, поразительное пианиссимо сочетаются с благородством исполнения и пониманием стиля...» («Народная культура», Болгария).
* * *
Пьесы испанских композиторов А. Кабесона, Ф. Палеро и Л. Рибайи относятся к XVI—XVII векам и свидетельствуют о жанровом разнообразии арфовой музыки того времени, расцвете арфового исполнительства. Рукописи этих произведений обнаружил в одной из библиотек Мадрида известный современный испанский арфист Никанор Савалета.
Жан Батист Кардон (1760—1803)—французский арфист, композитор и педагог, служил придворным музыкантом в Париже. С 1790 года — арфист первого придворного оркестра в Петербурге, участник придворного камерного ансамбля, выступавшего на так называемых малых эрмитажах. У Кардона училась игре на арфе знаменитая русская
крепостная актриса Прасковья Жемчугова. Произведения Кардона сыграли большую роль в развитии виртуозного арфового исполнительства. Среди его многочисленных сочинений — трио для арфы, скрипки и альта, изящная и радостная двухчастная соната для арфы соло, а также одна из первых арфовых школ «Искусство игры на арфе» (1785).
Франц Петрини (1744—1819) немецкий арфист и композитор. С 1765 года служил придворным музыкантом в Шверине, с 1770 года жил в Париже, где преподавал игру на арфе. Ему принадлежит целый ряд сочинений для арфы — 4 концерта, 8 сонат, вариации, дуэты, арфовая школа. «Менуэт с вариациями» Ф. Петрини был найден в библиотеке старинного французского замка в Гаржилезе профессором Пьером Жамэ, который сделал редакцию этой пьесы.
Фантазия на тему оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» написана немецким арфистом Альбертом Цабелем. С 1854 года он жил в Петербурге, где играл в оркестрах Итальянской оперы и Мариинского театра. С 1862 года являлся профессором Петербургской консерватории по классу арфы. Фантазия написана в традициях концертных пьес XIX века с использованием широких арпеджио, флажолет, глиссандо и других колористических эффектов.
Отторино Респиги (1879—1936) известен как композитор и дирижер, в молодости выступал как скрипач-солист, играл в оркестре итальянской оперной труппы. Он автор многочисленных произведений различных жанров: опер, балетов, симфонических поэм, инструментальных концертов, ансамблей, песен. Респиги проявлял большой интерес к итальянской старинной музыке, сделал ряд транскрипций пьес Фрескобальди, Тартини, Витали, Вивальди и других композиторов. «Сицилиана» является свободной обработкой лютневой музыки XVI века. Транскрипция для арфы выполнена современным французским арфистом и композитором Марселем Гранжани.
«Экспромт-каприс» написан французским композитором, дирижером и органистом Габриэлем Пьерне (1863—1937). Ему принадлежит ряд опер, кантат и ораторий. С 1890 года он занимал должность органиста в одном из парижских соборов, в 1902—1932 годах выступал дирижером концертов Колонна.
Чешский композитор и дирижер Франтишек Антонин Ружечка (1746—1792) известен также под фамилией Рёслер (Розетти). Он служил контрабасистом, а затем капельмейстером в Эттингенской капелле, придворным капельмейстером в Людвигслюсте. Ружечке принадлежат Реквием, исполнявшийся в Праге в 1791 году в связи с кончиной Моцарта, 34 симфонии, оперы, инструментальные концерты, оратории, камерные инструментальные
ансамбли и пьесы. Для арфы он сочинил 6 сонат, музыка которых проникнута жизнерадостным настроением и требует от исполнителя филигранности техники, штрихов, оттенков.
Две пьесы — проникновенная Ария и живой веселый Ригодон (французский танец, вошедший в моду в конце XVII—XVIII веке) — написаны немецким композитором, современником Баха, Готфридом Киршхоффом (обработка для арфы Марселя Гранжани).
В творческом наследии Пауля Хиндемита (1895—1963) жанр инструментальной сонаты представлен сочинениями почти для всех инструментов симфонического оркестра, в том числе для тубы, тромбона, контрабаса и т. д. Соната для арфы написана в 1939 году. Это программное произведение, созданное под впечатлением поэмы Л. Хёльти, отличается глубиной содержания, большой выразительностью, стройностью и завершенностью формы.
Жан Мишель Дамаз (р. 1928) — современный французский композитор, дирижер и пианист, профессор Парижской консерватории. Является автором двух опер и двух балетов, симфонии, симфонических сюит, инструментальных концертов, ансамблей. Для арфы композитором написаны два концерта, ряд пьес и сонатина для двух арф. Сонатина — сложное по фактуре произведение, в котором изобретательно использован прием полиритмии.
Чешский композитор Ян Ладислав Дюссек (1760—1812) был известен также как органист и один из лучших пианистов своего времени. Работал органистом в различных городах Чехии и Нидерландов, а с 1784 года занимался, главным образом, концертной деятельностью. В 1783 году Дюссек брал уроки композиции у Ф. Э. Баха в Гамбурге. Среди сочинений Дюссека свыше 50 инструментальных сонат, концерты, ансамбли. Одно из оригинальных произведений композитора — Большой концерт для педальной арфы в сопровождении двух скрипок и виолончели, соч. 30 — ставит даже перед современными исполнителями довольно сложные технические и фактурные задачи.