01 Б. Асафьев - Соната си бемоль мажор
02 Т. Смирнова - Соната-баллада
03 Р. Свирский - Скерцо соль минор
04 Ю. Чичков - Сонатина соль бемоль мажор
05 Э. Абрамян - Концертное скерцо
06 Н. Раков - Мелодия фа минор
07 Н. Раков - Рондо-тарантелла си бемоль мажор
08 А. Флярковский - Прелюд до минор
09 А. Флярковский - Юмореска до мажор
10 С. Джербашян - Скерцо си бемоль мажор
Партия фортепиано:
Юлия Коган, Татьяна Смирнова (2)
Юрий Усов (р. 1930) — советский трубач и педагог, лауреат VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957).
Воспитанник музыкального взвода, он в 1951 году окончил Калужское музыкальное училище (класс Ю. Жданова), в 1956 году — Московскую консерваторию по классу профессора С. Еремина (аспирантуру — в 1959 г.). С 1955 года Ю. Усов— преподаватель училища при консерватории, с 1959 года — Московской консерватории имени П. И. Чайковского (с 1967 г. — доцент). Педагогическую деятельность музыкант успешно сочетает с исполнительской и научно-методической. В 1972 году он защитил кандидатскую диссертацию «История отечественного исполнительства на духовых инструментах». Является также автором статей по теории и истории исполнительства, учебных пособий и программ.
Современная музыка для духовых инструментов представлена многими интересными произведениями сольной и ансамблевой литературы самых различных жанров. Они ценны и своими художественными достоинствами, и тем, что в них многогранно раскрываются технические и выразительные качества инструментов. Это обстоятельство дает основание предполагать, что движущей силой в развитии современного инструментального исполнительства, педагогики, в усовершенствовании конструкции духовых инструментов теперь является не только оркестровая практика, а в значительной степени сольный и ансамблевый репертуар.
Этим же объясняется и появление на концертной эстраде ряда исполнителей-духовиков, которые обладают высоким артистизмом и отличными виртуозными данными.
История развития советской музыки для духовых инструментов — это процесс формирования таких жанров, как концерт, соната, сюита, а также сочинений малой формы.
Первые концертные сочинения для трубы появились еще в XVII веке, в эпоху зарождения
инструментального исполнительства. В 1638 году известный в то время придворный итальянский трубач Ж. Фантини сочинил свои первые сонаты. Затем его соотечественник Д. Торелли, немец Г. Телеман, англичанин Г. Перселл, чех П. Вейвановский и многие другие композиторы создали великолепные концерты и сонаты для трубы. «Золотым веком» натуральной трубы «кларино» (в переводе с итальянского — светлый) называют XVII и начало XVIII столетия.
В XIX веке для трубы не было написано каких-либо значительных сольных произведений.
Возможно по той причине, что инструмент претерпевал тогда серьезную реконструкцию (оснащение вентильным механизмом). И только в XX столетии композиторы вновь обратились к трубе как концертному инструменту.
Первым из советских композиторов, кто написал сонату для трубы и фортепиано, был Б. Асафьев (1884—1949) — известный композитор, ученый и музыкально-общественный деятель. Соната, сочиненная в 1939 году, представляет собой развернутый четырехчастный цикл. Первая и третья части — подвижного характера, вторая и четвертая — медленные, певучие. Произведение сочетает в себе классичность формы и современные гармонические и мелодические средства выражения.
Одночастная Сонатина для трубы и фортепиано Ю. Чичкова (р. 1929), сочиненная в 1953 году, отличается ярко выраженным русским национальным колоритом. Композитор не пользуется в ней подлинным фольклорным материалом, а свободно преломляет интонации народной песни в индивидуальном музыкальном языке.
Одночастная Соната-баллада Т. Смирновой (р. 1940) написана в 1972 году. В сочинении использован принцип монотематизма. Тема вступления служит основой для музыкально-драматического развития всего произведения. В Сонате удачно применены сурдины, посредством которых создаются интересные тембровые сочетания.
Пожалуй, наибольшее количество сочинений для трубы написано советскими композиторами в жанре концертной миниатюры. Яркость и самобытность тембра инструмента, широта его динамического диапазона, богатые виртуозные возможности великолепно сочетаются с лаконичной формой, концентрированностью и выразительностью образного содержания. В репертуаре советских исполнителей-трубачей — самые различные по характеру, национальному колориту, гармоническому языку концертные пьесы.
Ю. Усов