Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В фойе прославленного миланского театра «Ла Скала» можно увидеть четыре мраморные фигуры, воздвигнутые в память четырех наиболее выдающихся мастеров итальянской оперы XJX века. Их имена всемирно известны: Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди. Судьба каждого по-своему и блистательна, и драматична.
Творческий путь Гаэтано Доницетти длился немногим свыше двадцатипятилетия: первый успех принесла ему созданная в 1818 году опера «Энрико, граф Бургундский», а за три-четыре года до смерти изнуряюще-тяжелая болезнь окончательно оборвала его интенсивную композиторскую деятельность. Тем более поражает богатейшее наследие Доницетти, оставившего множество сочинений разных жанров — кантаты, мессы, оратории, концерты для струнных и духовых инструментов, сборники песен, романсов, баллад, около двадцати струнных квартетов, оркестровые пьесы и Другие. Но главное в творчестве Доницетти это, конечно, оперы. В нашей стране, кроме издавна репертуарных «Любовного напитка», «Лючии ди Ламмермур», «Дона Паскуале», появилось несколько новых работ (например, «Дочь полка» в театре «Эстония»). В Ленинграде увидел свет возрожденный «Колокольчик» — смешной фарс, развеселивший Неаполь в трудный для Доницетти период утрат и душевных переживаний.
Близка к «Колокольчику» по типу и забавная одноактная опера «Рита, или Побитый Муж»» созданная в 1841 году в Швейцарии, незадолго до «Дона Паскуале», с которым она имеет ряд общих черт. Композитору не довелось увидеть это произведение на сцене; оно впервые Прозвучало лишь в 1860 году в парижской «Опера комик» (под названием «Двое мужчин и одна женщина»). Французский писатель Г. Ваэз, только что разработавший совместно с А. Руайе либретто «Фаворитки», предложил один из парадоксальных вариантов такого треугольника, при котором оба представителя сильного пола соперничают друг с другом, стремясь... отделаться от героини, обладающей и острым язычком, и тяжелой рукой. Одураченными чувствуют себя поочередно и простодушный Беппо, и грубоватый Гаспар, и строптивая Рита. А вся непритязательная шутка кончается тем, что муж получает обратно вполне укрощенную жену.
Написанная в жанре французской комической оперы, с разговорными диалогами, «Рита» предельно компактна, динамична. Законченные номера — арии, дуэты, терцеты – стремительны, как раскручиваемая пружина, ослепительно виртуозны. Если воспользоваться параллелью с известной партитурой «Любовного напитка», то в «Рите» преобладает не нежная лирика пленительных мелодий Heморино, а быстрые темпы буффонных скороговорок Дулькамары, искрящаяся остроумием музыка.
Предлагаемая запись осуществлена ленинградскими музыкантами. Не располагая аутентичной оригинальной партитурой Доницетти, они сумели тактично ее воспроизвести. Свободный перевод текста и сочинение новых разговорных диалогов принадлежат Ю. Димитрину. Оркестровка выполнена хорошо разбирающимся в оркестровых стилях В. Сайко и не менее умело откорректирована (для меньшего состава) дирижером А. Титовым. Этот последний и возглавил небольшой исполнительский коллектив, куда вошли опытные ленинградские певцы С. Ялышева, К. Плужников, Н. Алексеев.
Э. БАРУТЧЕВА