ЛЗГ
Юрий Буцко закончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу композиции С. А. Баласаняна. Среди его сочинений — три оперы («Записки сумасшедшего» по Гоголю, «Белые ночи» по Достоевскому, «Из писем художника» на тексты Константина Коровина), симфонии, кантаты, оратория «Сказание о Пугачевском бунте», концерты для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, фортепианные сонаты, сонаты для скрипки, альта и виолончели с фортепиано, квартеты, фортепианный трио-квинтет, вокальные циклы, а также «Полифонический концерт» — девятнадцать контрапунктов на темы знаменного распева для четырех клавишных инструментов.
Симфония в четырех фрагментах (1972), посвященная ее первому исполнителю Дмитрию Китаенко, в некоторой мере исходит из программного, сценического замысла. Ее тема: судьбы народа и судьба человеческая в трудные, бурные времена исторической жизни России.
Первый фрагмент (Cadenza. 1. Sostenuto misterioso) можно мыслить как большую народную сцену; его основная музыкальная идея вызывает в памяти образы Мусоргского, быть может, юры из пролога или сцену «У Василия Блаженного» из «Бориса Годунова». С еще большей силой пробуждение, целеустремленное движение людской волны выражено во втором фрагменте (2. Piu mosso), где вместе с ранее прозвучавшими остинатными мотивами широко развивается скорбная песенная тема. Ее нарастание обрывает жесткая, сухая, «стучащая» фуга третьего фрагмента (3. Allegro molto con spirito. Largo) — противостоящая сила, стена, на которую наталкивается предшествующее движение. Динамика фуги, становясь все более острой, подхлестнута «ударами» tutti, подобными выстрелам или щелканью бичей. Под этими ударами разбиваются, дробятся на обрывистые мотивы иные темы. В репризе-коде третьего фрагмента фуга звучит отдаленно, отстраненно, затихая — ей отвечают глубокие горестные вздохи толпы и жалобный человеческий голос — речитация английского рожка. Из рассредоточенных в пространстве, сплетающихся, продолжающих друг друга единичных голосов рождается в четвертом фрагменте мрачный, но торжественный, исполненный мощи финальный образ (4. Постлюдия. Sosfenuto motto).
Пьеса «Плач» ("Lacrimosa"), посвященная руководителю ее премьеры дирижеру Товию Лифшицу, представляет собой переложение для струнного оркестра центральной (третьей) части Третьего струнного квартета (1982). Звуковая ткань этого квартета-реквиема пронизана едиными у разных народов мотивами скорби, но особенно мотивами и ритмами русского крестьянского плача и причета, знаменных песнопений и древнерусского распевного чтения-псалмодии.
В «Плаче» такие интонационные прообразы объединяются в протяженные темы, а развитие тем определяется строжайшими законами классического полифонического письма. После краткой вступительной фуги, где, по баховской традиции, напряженная хроматическая линия связывается с образами страдания, начинается пассакалия. В ее суровой теме слух выделяет секундовый мотив, данный в восходящем и нисходящем направлениях — плач и преодоление. На этом мотиве построена кульминация пьесы, наступающая после совместной полифонической разработки тем пассакалии и вступительной фуги, и ее кода, открывающая путь к катарсису финала.
М. Рахманова