ЛЗГ
Александр Николаевич Холминов — один из представителей композиторского поколения, выдвинувшегося в послевоенные годы. Среди его произведений оперы «Оптимистическая трагедия» (по В. Вишневскому), «Шинель» и «Коляска» (по Н. Гоголю), кантата «Ради жизни на земле» (слова А. Твардовского и М. Исаковского), «Песня о Ленине» (слова Ю. Каменецкого), завоевавшая широкую популярность, Виолончельный концерт, три симфонии, музыка к фильмам и т. д.
Первая симфония, написанная в 1973 году, очень своеобразна по своему содержанию, музыкальному языку и оркестровой фактуре. Обычный состав оркестра пополнен большим количеством разнообразных ударных инструментов, создающих особый колорит звучания. Все служит средством воплощения основного образного содержания — динамичного и устремленного, в котором лишь изредка выявляются островки спокойствия. В музыке бьется живой пульс современности, она вовлекает слушателя в свое течение, полное контрастов и неожиданных поворотов, вмещенных в рамки очень логично построенной формы. Четкая конструкция в сочетании с энергичным развертыванием музыкальных мыслей создает эмоциональный тонус симфонического произведения, во многом выходящего за пределы традиционных канонов этого жанра.
Симфония одночастна, но в ходе развития ясно выступают вступление (Andante maestoso) и пять больших разделов (Allegro, Andante, Allegro, Andante и Allegro), тесно слитых в одно целое. Во многом необычен тематизм Симфонии, в котором преобладают лапидарные, часто нарочито примитивные мелодические фразы, многократно повторяющиеся. Из них и возникает музыкальная ткань, оригинальная по гармоническому письму, по тембровым краскам и по общей направленности композиторской мысли.
Самое же главное — образный строй, обусловленный восприятием реальности нашего времени, вдохновившей эту музыку и своеобразно воплотившейся в ней. Отсюда ее волевая активность и энергичность поступи.
Величавое звучание медных инструментов во вступлении неожиданно сменяется бурной музыкой Allegro. Оно начинается четырехзвучной фразой литавр, многократно повторяющейся в дальнейшем, на нее наслаиваются такие же краткие, подчеркнуто элементарные фразы скрипок. Дальше появляется еще одна тема такого же характера, ее изложение оживлено эффектной перекличкой скрипок и маримбы. Из этих чрезвычайно простых мелодических элементов складывается музыка Allegro, заканчивающаяся взлетом полного оркестра, обрывающимся краткой паузой перед вторым разделом — Andante.
Его начало — большой эпизод струнных, вводящих в атмосферу спокойного раздумья. Его сменяет большое эмоциональное нарастание, приобретающее даже несколько патетический характер. В музыку вновь вторгаются энергичные ритмы, развитие начальных интонаций Andante приводит к полнозвучной кульминации, за которой следует спад и успокоение, создаваемое звучанием вибрафона и челесты.
Новый взлет, начинаемый бас-кларнетом и подхватываемый полнъ1м оркестром, вводит во второе Allegro — очень энергичную в своем развертывании фугу, чья причудливая по очертаниям тема появляется впервые у альтов. Им вторят вторые, затем первые скрипки, виолончели и контрабасы, флейты и кларнеты, играющие в унисон. С особой силой звучит тема в мощном звучании полного оркестра, как бы подводя итог развитию первого-с взвела фуги, заканчивающегося эпизодом, где господствуют ударные инструменты. Далее на фоне сохраняю-:я ритма ударных тему ведут медные инструменты — тромбоны и туба, трубы, валторны, звучание становится все более ярким, нарастая вплоть до заключительного эпизода, где на первом плане медные и ударные, -:иеожанные фортепиано и струнными. Фуга занимает в Симфонии центральное место, она написана с размахом, в ней мастерски использованы разнообразные средства полифонического письма.
Вслед за фугой появляется новое Andante, где вторые скрипки напоминают о теме, прозвучавшей раньше — во втором разделе. Здесь есть и другие переклички с ним, но фактура обогащена введением новых мелодических линий. В своем развитии Andante достигает кульминации, за которой следует спад звучания, успокоение, нарушаемое вторжением заключительного Allegro.
Этот самый краткий, но чрезвычайно динамичный раздел Симфонии начинается громовыми пассажами литавр, создающими основу всего последующего. В звучание вступают новые голоса — фортепиано, струнные, далее — валторны и деревянные, кончая вовлечением всех оркестровых средств. Все это идет в подчеркнуто четком, непрерывном движении и нарастании звучности, в неизменном ритмическом рисунке, сохраняющемся до конца, где разбег музыки обрывается внезапно, точно исчерпав весь заряд энергии.
На пластинку записано еще одно произведение А. Холминова, один из образцов его киномузыки. Это Лирическая сюита по музыке к фильму «Повесть о пингвинах», в которую входят «Вступление», «Лирическая сцена», «Буря», «Игра», «Полька», «Грустное воспоминание», «Пробуждение природы», «Прогулка» и «Панорама».
И. Мартынов, заслуженный деятель искусств РСФСР