ЛЗГ. 29.08.85. З. 531 - О - 15440
«Я не певец, а фразировщик. Я пою не на публику, а так, как хотелось бы подчас каждому петь для себя самого, скажем, стоя под душем» — так говорил о себе популярный американский певец Бинг Кросби, более полувека выступавший с успехом на эстраде и по радио, в кино и по телевидению.
Гарри Лиллис Кросби, назвавшийся для сцены Бингом (по имени героя одной из любимых книг своего детства), родился в 1904 году в небольшом городе Такома на крайнем северо-западе США. Гарри рос в многодетной семье, и с ранних лет ему пришлось помогать родителям. Разносчик газет, уборщик, шофер грузовика, сортировщик почты, билетер в театре, работник на ферме, лесоруб — кем только он не был! Занимался и спортом, получал призы по плаванию, но главным его увлечением с детства стала эстрадная музыка.
Где бы ни работал Бинг, он занимался и любимым делом — играл на барабане в самодеятельном оркестре и пел. Природа наделила юношу приятным голосом и несомненным музыкальным дарованием.
Двадцати одного года он бросает юридический колледж и начинает свой путь на профессиональной эстраде.
Большую роль в жизни Кросби сыграл руководитель известного джаз-оркестра Пол Уайтмен; с его оркестром молодой певец выступал пять лет — сначала в составе дуэта, а позднее вокального трио «Ритмичные ребята» (Бинг Кросби, Ал Ринкер, Гарри Баррис).
С этим оркестром связано и первое появление Кросби на экране только что родившегося звукового кино — «Ритмичные ребята» напели несколько песен в фильме «Король джаза», вышедшем в свет весной 1930 года и воспроизводившем, почти без изменений, историю карьеры самого Пола Уайтмена.
Этот же год стал для Кросби памятным и грамзаписями — с оркестром Гуса Арнхейма он «напевает» свои первые пластинки. Грамзаписи Бинг придавал особое значение и по тиражу своих пластинок достиг непревзойденных и по сей день показателей.
Популярности Бинга Кросби во многом способствовали и передачи его выступлений по радио, которые шли начиная с осени 1931 года.
Теплый баритон Бинга, его характерный тембр и задушевные интонации, четкая выразительная дикция — все это сыграло свою роль, но основой успеха Кросби стало умение безошибочно угадывать вкус слушателей. Кино создало привычный экранный образ Кросби — всегда улыбающегося и неунывающего парня, а в его песнях миллионам простых американцев слышались слова утешения и ободрения, улавливалась вера в воплощение несбывшихся надежд и мечтаний, в чудесные сказки, непостижимо становящиеся явью.
В разгар тяжелейшего в истории США экономического кризиса, упадка и депрессии, в октябре 1932 года Кросби напел на пластинку знаменитую песню безработного «Брат, подай хоть что-нибудь», которую несколькими годами позже донес до советских слушателей Леонид Утесов.
Песни, звучащие на этой пластинке, записаны в 40-е — 50-е годы и вошли в число наиболее популярных мелодий, изданных многомиллионными тиражами. Некоторые из них Кросби исполняет в сопровождении известного вокального трио сестер Эндрюс, дуэтом с Луи Армстронгом и Конни Босуэлл. Давшая название всей пластинке песня «Играйте простую мелодию», которую Бинг поет вместе со своим сыном Гарри, была исполнена семейным дуэтом четверть века спустя на концерте в Норвегии, заснятом для телеэкрана и показанном в свое время советским телевидением. Этот концерт стал одним из последних выступлений певца — он скоропостижно скончался 14 октября 1977 года.
В. Гольданский