I сторона
Концерт-симфония для симфонического оркестра ми бемоль мажор
1. Lento. Allegretto 2. Allegro molto energico (10.40)
3. Moderato (9.45)
II сторона
4. Allegro (9.55)
Олег Усачев, I флейта
Сергей Бурдуков, гобой
Сергей Гришин, английский рожок
Виктор Куракин, кларнет
Павел Терехин, фагот
Василий Горбенко, туба
Алла Мамыко, ксилофон, маримбафон
Наталия Коридалина, фортепиано, челеста
Симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио
дирижер Николай Пейко
Соната № 2 для ф-но ля мажор
1. Allegro (2.08)
2. Moderato 3. Allegro non troppo (9.18)
Николай Пейко, фортепиано
Звукорежиссеры: С. Пазухин, В. Спасский
Редактор И. Чумакова
Творчество Николая Пейко — одно из интереснейших явлений советской музыкальной культуры. Ведущая область его композиторской деятельности — произведения для оркестра. Они представлены самыми разнообразными жанрами. Н. Пейко — автор шести симфоний, Концерта-симфонии, симфонических картин «В страде войны», семи одночастных сочинений типа увертюр и многих других. К симфониям примыкает и оратория «Ночь царя Ивана». Широкую популярность получили произведения Н. Пейко на народные темы — сюиты «Из якутских легенд», «Из русской старины» и Молдавская сюита. Не менее богата и самобытна по содержанию сфера камерно-инструментальной музыки Николая Пейко — три квартета, Квинтет, Децимет, сонаты, фантазии, пьесы для различных инструментов. Круг образов, запечатлеваемых в инструментальных сочинениях композитора, необычайно широк. Философские и нравственные вопросы, актуальные идеи современности, тема защиты отечества, мир народной сказки, поэзия русской природы, многокрасочность окружающей действительности, чувства и мысли современника постоянно приковывают внимание художника.
В сочинениях композитора 1970-х годов все сильнее и сильнее звучит эпическая тема, идея; утверждения незыблемых нравственных устоев, непреходящих национальных ценностей. Она ярко воплотилась в Шестой симфонии, Децимете, а также в Концерте-симфонии, завершенном в 1974 году.
История создания Концерта-симфонии не совсем обычна. Вот что рассказывает об этом автор: «Стимулом к сочинению концерта послужила далеко не художественная, даже случайная отправная точка. Как-то в гостях зашел разговор о музыкальных темах, родившихся из слов, фамилий, инициалов. Тут же я заметил, что слово «беседа» можно превратить в пятизвучный мотив. С него и началось сочинение. Однако не следует думать, что значение данного слова имеет какое-то отношение к содержанию нового произведения. Сначала я задумал концерт для оркестра с множеством виртуозных эпизодов, ярко выраженным состязательным моментом в трактовке инструментов и их групп. Но в процессе написания замысел изменился. В результате каких-то внутренних неосознанных побуждений произведение получилось более напряженным и серьезным по сравнению с первоначальным проектом. Поэтому в окончательном варианте я назвал его Концерт-симфония. В общем-то подобный жанровый сплав отнюдь не нов, так как он уже имел место в истории музыки».
Обращение к жанру концерта для оркестра не было случайным для Н. Пейко. Оно было подготовлено и эволюцией оркестрового мышления автора, и одной из ведущих тенденций развития советского симфонизма. В 60-е—70-е годы произведения подобного рода сочиняют Р. Щедрин, С. Слонимский, А. Эшпай, Р. Бунин, М. Скорик. В отличие от них Н. Пейко создал гибридный жанр, в котором концертность сочетается с концепционностью замысла и многочастностью, характерными для симфонии.
Произведение состоит из четырех частей, которым автор сначала дал заголовки: Преамбула, Токката, Пастораль и Фуга. Впоследствии композитор снял их, ввиду того, что они как бы ориентировали слушателя на сюитность.
Обилие тем, структурная четкость и концентричность формы частей — отличительные признаки драматургии произведения. Музыка Концерта по театральному ярка и сценична. Дыхание древности сочетается в ней с приметами нашего времени, поэзия сказочной фантастики — с комедийностью, непосредственная народно-песенная лирика — с возвышенными образами, философская лирика — с пафосом стремительного движения. Весь этот пестрый калейдоскоп явлений подчинен строгой эпической концепции. Мелодия первой части, вбирающая в себя черты плача и задумчивой элегии, проходит через весь цикл и в финале утверждается в звучании мощного tutti оркестра. Соприкосновение с самыми различными гранями жизни не искажает этот чистый образ.
Первая часть, Lento, построена в трехчастной форме. Ей присущи краткость, подчеркнутая незавершенность, недосказанность тем. Крайние разделы строятся на противопоставлении ниспадающей аккордовой цепочки, словно ассоциирующейся с бряцанием
гигантских гуслей, сумрачного ответа тубы и лирических причитаний солирующего фагота. В середине совершается поворот в иную образную сферу. Шутливо звенит детская песенка у ксилофона, то внезапно обрываясь, то начинаясь вновь.
Вторая часть — Allegro molto energico — богатырская токката, рисующая образ мощного стихийного движения. В теме представлен редкий жанровый синтез токкатности и интонаций плача, придающих ей яркий национальный колорит. Далее следует скерцозный фрагмент — нарочито напыщенная мелодия тубы, которую как бы передразнивают деревянные духовые. Такой элемент сценически-живого «общения» разных групп оркестра типичен для оркестрового мышления Н. Пейко. В центральном эпизоде звучит простая и задушевная песенно-романсовая тема, тепло и проникновенно исполняемая струнными.
Тихим строгим хоралом открывается третья, лирическая часть — Moderato в сонатной форме с эпизодом вместо разработки. Роль главной партии выполняет незатейливая народно-песенная мелодия, неторопливо развертывающаяся на фоне мягко пульсирующей фактуры. Она чередуется с сумрачным мотивом фагота, вносящим в музыку архаический оттенок. Лирика побочной партии иная. Светящийся тембр скрипок в высочайшем регистре, гудящие гармонии валторны и тихая пульсация литавр усиливают фантастический колорит медлительной хрупкой мелодии.
Финал, Allegro, следует без перерыва. Стремительное фугато— ведущий образ этой части. Тема выделяется скерцозным настроением, привлекает своей импульсивностью; в ее развитии постепенно усиливается элемент концертности, виртуозного блеска. Средняя часть выдержана в характере причудливого марша. Угрюмые фразы солирующей тубы чередуются «хоровыми» ответами оркестра. Такая диалогичность — медлительная, «неконфликтная» — идет от русских эпических традиций XIX века.
Вторую сонату Н. Пейко завершил в 1975 году. К этому жанру композитор обратился после длительного перерыва. От его первой фортепианной сонаты данное произведение отделяет не только огромная временная дистанция, но и коренное различие в содержании. По образному строю Вторая соната гораздо ближе к Сонатине-сказке (1943) и, особенно, Былине для фортепиано (1965), примечательной новаторским развитием русских эпических традиций.
Музыке Второй сонаты чужда какая-либо литературная сюжетика и программность. Вместе с тем можно предположить, что ее мир образов в некоторой мере навеян русской народной сказкой. Нюанс волшебности, необычности запечатленных в ней явлений пронизывает сонату от первой до последней ноты. Именно с поэтикой сказки перекликаются такие черты ее содержания, как преобладание «событийного» начала, причудливость образных сочетаний, резкость динамических контрастов, неожиданных тематических трансформаций. Архаический колорит Сонаты неотделим от остросовременной трактовки национального начала, широкого использования новейших выразительных средств. Не цитируя фольклорных мелодий, автору удалось создать сочинение подлинно народное по складу образов, драматургии и музыкальному языку. В нем можно уловить опосредованно претворенные черты самых разнообразных народных жанров. Самую большую роль в воссоздании национального колорита играют ритмы русского народного стихотворения, говора, а также типичные интонации народного мелоса.
Сонатный цикл лаконичен. Он состоит из трех частей. Первая часть, Allegro, строится на чередовании различных токкатных образов. Контраст энергичного фигурационного движения и строгой аккордовой темы лежит в основе главной партии. Побочная партия сначала предстает в облике шутливых попевок, которые в дальнейшем наполняются силой и решительностью.
Лирика, овеянная сказочной фантастикой, определяет характер второй части, Moderato. В ее музыке слышатся жалоба и печальная песнь, возвышенные хоральные звучания и суровое повествование. Третья часть, Allegro non troppo, следует без перерыва. Неторопливая тема с чертами былинного сказа развивается в финале в сложном взаимодействии с яркой лирической мелодией, чарующей своей теплотой и эмоциональной насыщенностью.
Е. Рыбакина