ВСГ, правая внутренняя сторона
«Есть выразительность сочинения и выразительность исполнения, — писал Ж. Ж. Руссо, — сочетание их производит самое сильное и самое приятное впечатление» (Dictionnaire de musique. Paris, 1768, с. 210). Подобное сочетание было свойственно выдающемуся итальянскому современнику Руссо — талантливому композитору и превосходному виолончелисту Луиджи Боккерини (1743—1805). Характерное для того времени слияние исполнителя и композитора в одном лице необычайно ярко проявилось в его творчестве.
В истории смычкового искусства Л. Боккерини выступает как передовой художник, чье .исполнительское и композиторское искусство пронизано стремлением к наибольшей выразительности, к правдивости и предельной ясности изложения. Отражая прогрессивные эстетические взгляды эпохи, Л. Боккерини писал в одном из своих писем: «Я хорошо знаю, что музыка существует для того, чтобы говорить сердцу человека; достичь этого я и стремлюсь... Музыка, лишенная чувства и страсти, пуста» (письмо к издателю М. Ж. Шенье).
Именно искренность, правдивость и жизнерадостность творчества Боккерини, выразительность и свежесть его музыкального языка, классическая простота и ясность формы способствуют сохранению художественной ценности значительной части его произведений, в том числе и виолончельных сонат.
Как композитор Боккерини проявил себя, главным образом, в инструментальном творчестве, написав 21 симфонию, 100 квартетов, 189 квинтетов (среди них 114 с двумя виолончелями — состав, впервые примененный именно Боккерини), секстеты, октеты, скрипичные и виолончельные концерты и сонаты.
Сонаты Боккерини для виолончели с басом, наряду с его концертами для виолончели с оркестром, представляют ценный художественный вклад в развитие виолончельной классики XVIII века.
Богатая мелодика Боккерини — в ней особенно чувствуется характерная для итальянской смычковой культуры кантабильность — очень тепла и выразительна, свойственная ей лиричность глубоко искренна. В сочинениях композитора привлекает живая контрастность между напевными медленными и жизнерадостными, ритмически разнообразными быстрыми частями сонатного цикла, в которых особенно ясно проступают народные влияния.
Выразительности музыки Боккерини, и в частности его виолончельных сонат, способствуют и мелодические качества, и смелость гармонических последовательностей, и ритмическое богатство, и утонченные динамические и агогические краски. В виолончельных сонатах итальянского мастера ярко воплощается свойственное его творчеству сочетание глубины и эмоциональности с грацией и изяществом, жизнерадостности и непосредственности с проникновенностью и лиризмом.
Заслуга Луиджи Боккерини в развитии специфичной для виолончели техники, освобожденной от скрипичных и гамбовых влияний, ярко проявилась в его виолончельных сонатах (как и в концертах). Исключительное понимание природы выразительных средств виолончели сказалось и в экспрессивных особенностях боккериниевской кантилены, и в расширении диапазона, который в сонатах достигает трех с половиной октав, и в характерной и разнообразной пассажной и штриховой технике, и в богатой палитре динамических красок.
К настоящему времени известны 27 сонат для виолончели и basso continuo, которые Л. Боккерини писал в 60-е — 70-е годы XVIII века, в основном, для себя; он даже не включил их в авторский каталог. Изданы одиннадцать из них, частично при жизни композитора. В изданиях XIX—XX веков виолончельные сонаты Боккерини изложены с сопровождением фортепиано, партия которого написана по оригинальной партии basso continuo редакторами А. Пиатти, А. Тони, М. Дза-ноном и другими.
В альбоме содержатся шесть сонат для виолончели и basso continuo (ля мажор, до мажор, соль мажор, ми бемоль мажор, фа мажор и ля мажор) в обработке для виолончели и фортепиано Альфредо Пиатти (редакция С. Козолупова и Л. Гинзбурга) и Соната для виолончели и basso continuo до мажор в обработке для виолончели и фортепиано Маффео Дзанона (редакция Ю. Челкаускаса). Шесть сонат Боккерини, дошедших до нас в обработке А. Пиатти (1874), прочно вошли в современный концертный и педагогический репертуар. Отражая некоторые черты старой итальянской сонаты, они знаменуют собой новый этап на пути к классической сонате. Все они трехчастны, с различной последовательностью частей.
Сонаты отличаются светлыми, жизнерадостными настроениями. Быстрые части (Allegro), стоящие в цикле то на первом, то на втором месте, искрятся юношеским задором, весельем и грацией. В Третьей и Четвертой сонатах Боккерини придает им маршеобразный характер.
Медленные части сонат очень выразительны, мелодичны и певучи. Обильная орнаментика органически входит в мелодическую ткань и не нарушает плавности кантилены. Эти части пленяют лиризмом и теплотой; порой они обнаруживают спокойный, созерцательный характер, порой — своеобразный пафос и патетику.
Используемые Боккерини чаще всего в качестве финалов сонат менуэты полны грации и чувства (это неоднократно подчеркивается авторскими замечаниями вроде affettuoso, amoroso, grazioso). Боккерини придает им самый разнообразный характер: то он рисует живописную пастораль, то сочетает в них грацию с мягким юмором, то очаровывает теплотой и лиричностью.
В основном, те же черты характеризуют трехчастную Сонату до мажор, впервые опубликованную (в обработке М. Дзанона и в редакции Дж. Крепаса) в 1922 году. Она состоит из оживленно радостного Allegro ma non troppo, глубоко выразительного Largo assai (одна из немногих минорных частей у Бокке-рини) и виртуозного, искрящегося финального рондо — Allegro (редкий случай применения этого жанра в виолончельных сонатах Боккерини).
Эта соната органично завершает цикл избранных виолончельных сонат, представленных в данном альбоме.
Л. С. Гинзбург,
доктор искусствоведения, профессор
Виолончелист Лев Евграфов родился в 1934 году в семье музыкантов, окончил Музыкальную школу имени Гнесиных, а в 1958 году — Московскую консерваторию, начав концертную деятельность в городах Советского Союза. В 1963 году он стал лауреатом Международного конкурса имени Пабло Ка-зальса в Будапеште. Уже к тому времени талант артиста привлекал зрелостью художественных замыслов, благородной манерой исполнения, свободой владения инструментом. «Лев Евграфов — замечательный артист и огромный талант, — отметил после конкурса выдающийся испанский виолончелист Гаспар Кассадо. — У него большое будущее».
В последующие годы концертная деятельность Евграфова приобрела большой размах. Виолончелист с успехом выступает в Англии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Югославии, Чехословакии. В своих программах он демонстрирует глубокое владение различными пластами музыкальной классики. В его репертуаре шесть сюит для виолончели соло И. С. Баха, сонаты и вариации для виолончели и фортепиано Бетховена (изданы в Москве в редакции Л. Евграфова), сочинения Боккерини, Шумана, Брамса, Грига, Рахманинова, Бартока, Кодаи... Большое внимание уделяет Евграфов советской музыке. В цикле из семи концертов он исполнил все основные произведения для виолончели, созданные советскими композиторами. В цикле из двенадцати концертов «Шедевры мирового музыкального искусства», с которым артист выступил в 1970 году в Ульяновске к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, он исполнял виолончельные произведения Д. Кабалевского, А. Хачатуряна, Б. Чайковского в ансамбле с авторами.
Партнером виолончелиста всегда выступает его мать Лидия Евграфова, опытная и тонкая пианистка, получившая образование в Московской консерватории в классе профессора М. В. Юдиной.
Концертную деятельность Л. Евграфов сочетает с преподавательской работой в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, где он заведует кафедрой виолончели. Среди учеников Евграфова — лауреаты международных конкурсов.
Лев Евграфов не только обладает законченным техническим мастерством, исключительной памятью, но и индивидуальным почерком. Впечатляет в его исполнении логика и непрерывность развития, рельефность распределения звуковых образов, темперамент, эмоциональность и умение владеть ими» («Советская
Он исключительно владеет благородным тембром виолончели — звук его полный и красивый во всех регистрах... Игра его многокрасочная и виртуозная, продуманная и глубокая» («Музерфузет». Венгрия).
«Глубокая осмысленность фразировки и безупречность вкуса должны быть отмечены в его игре в первую очередь потому, что именно эти качества определяют необычайно высокую степень художественной зрелости артиста. Поражает его выдержка на эстраде... Успех его был большим и заслуженным» («Мьюзик». Англия).