О. Тактакишвили (р. 1924)
I сторона
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром -Горные напевы-
1. Andante (8.24)
2. Allegro alia breve (9.07)
Элисо Вирсаладзе
Оркестр Большого театра СССР. Дирижер Отар Тактакишвили
II сторона
Концертино для скрипки и малого оркестра
1. Allegretto (6.11)
2. Andantino (6.48)
3. Vivo (6.20)
Давид Ойстрах
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения
Дирижер Отар Тактакишвили
Звукорежиссеры: Ю. Кокжаян, Д. Гаклин. Редактор И. Чумакова
Цифровое издание
MEL CO 1128
Народный артист СССР, лауреат Государственных премий Отар Васильевич Тактакишвили является одним из наиболее видных представителей советского музыкального искусства. Его композиторская, исполнительская и общественная деятельность вот уже тридцать лет связана с развитием музыки Грузии.
Сочинения О. Тактакишвили давно вошли в музыкальную жизнь современности, заняли прочное место в концертном репертуаре, программах учебных заведений, обогатились интерпретациями выдающихся исполнителей. Высокий профессиональный уровень и широта кругозора позволили композитору проявить себя во многих жанрах и формах музыки — его перу принадлежат симфонии, оперы, симфонические поэмы, оратории и кантаты, инструментальные концерты, сольные и хоровые сочинения, музыка к кинофильмам и спектаклям. Эти произведения отличает новаторское претворение традиций многовекового прошлого, органически связанных с древним и самобытным фольклором Грузии.
Центральная творческая тема композитора — тема созидания, охватывающая прекрасный и многообразный мир человеческих чувств и природы, величие исторического пути, пройденного народом. Поэтически раскрывается эта тема в Концертино для скрипки с оркестром в трех частях, написанном летом 1956 года. Гармоничность и одухотворенность эмоциональных состояний, созвучных щедрому весеннему пробуждению природы, передаются неповторимыми по естественности и красоте мелодиями, свежими ладотональными красками в очертаниях стройной, уравновешенной формы.
Первая часть — Allegretto — изящная сонатина. Ее начинает неторопливая, широкого дыхания тема скрипки. Тембральные, гармонические, фактурные варианты последующих проведений главной партии неизменно завершаются одним и тем же кадансом, мягко «округляя» построения. Прихотливый орнаментальный узор побочной партии, исполненной тонкой грации, напоминает о характерных интонациях городской грузинской песни.
Во второй части, Andantino, пленяет скромная, чуть грустная мелодия на фоне прозрачного аккомпанемента, острая ритмическая характерность которого вуалируется нежным звучанием арфы.
Финал, Vivo, покоряет свободной импровизационной стихией танца, зажигательным вихрем движения. Несмотря на четкую структурную оформленность (рондо с двумя эпизодами), эта часть производит впечатление мгновенной импровизации. Рефрен увлекает неуемной энергией, живостью, напором молодых сил. Эпизоды вносят фактурные и
образные контрасты. Первый — непринужденные веселые попевки, напоминающие народные инструментальные наигрыши. Второй —
вначале нежная и одухотворенная, а затем патетическая тема из среднего раздела Andantino. Ее объединяющая, цементирующая роль подчеркивается сходством с интонациями главной темы первой части.
Второй концерт для фортепиано с оркестром был написан в 1973 году. Программный подзаголовок «Горные напевы» свидетельствует о его близости интонациям глубинных пластов грузинской песни — крестьянской, горской. Необычный по форме (цикл состоит из двух частей), написанный быстрыми и острыми мазками, концерт является новым этапом в развитии жанра, в совершенствовании методов типизации содержания и драматургии. Связь с народно-песенными источниками обусловила демократизацию музыкального языка, рассчитанного на восприятие широкими массами слушателей, а также реализм музыкальных образов сочинения. В новом произведении проявилась зрелость симфонического письма композитора, умело сочетающего возможности камерно-инструментального и масштабно-оркестрового стиля. В соотношении соло и оркестра выделяются три принципа: равнозначность партий, диалогичность и состязание. Виртуозность сочетается здесь с глубиной и значительностью образов, лирической проникновенностью и высоким накалом драматизма.
Первая часть, Andante, построена в виде диалога фортепиано и оркестра. Необычно уже начало: задумчивая одноголосная тема в низком регистре фортепиано, расцвеченная национальным орнаментом. Ей отвечают настойчиво повторяющиеся мелодические фразы фагота. Это поэтичная «заставка» концерта и в то же время мелодическое зерно, из которого вырастает весь тематизм сочинения. Мелодия варьируется фактурно, обрастает новыми тембрами, доводится до широких, щедрых кульминационных разливов, доходящих до страстного драматизма. Ярким контрастом отзвучавшей буре является одинокий, в первоначальном изложении, дуэт двух инструментов, обрамляющий повествование.
Вторая часть, Allegro, открывается темой в басах фортепиано — мобильной, темпераментной, остро ритмизованной. В дальнейшем она появляется в ряде остроумных образных перевоплощений. Пластичная гибкость музыки определяется изобретательной полифонической разработкой, тонкой игрой ритмов, постоянным обновлением фактуры.
Концерт предъявляет чрезвычайно высокие требования к исполнению. Это прежде всего относится к образной рельефности, национальной характерности эпизодов при строжайшей спаянности их логикой симфонического развития, а также к романтической приподнятости эмоционального выражения и впечатляющему блеску виртуозности.
Е. Кулова