Евгений Кириллович Голубев — один из крупнейших советских композиторов. В 1936 году он закончил с отличием Московскую консерваторию по классу Н. Я. Мясковского (позднее у него же учился в аспирантуре). В период занятий в консерватории Е. Голубев систематически посещал семинар, которым руководил С. С. Прокофьев, высоко ценивший его талант. Их близкое общение продолжалось все последующие годы. Влияние этих двух выдающихся музыкантов - Мясковского и Прокофьева наложило свой отпечаток на весьма плодотворное творчество и музыкальное мировоззрение композитора.
Со времени окончания консерватории начинается и интенсивная педагогическая деятельность Е. Голубева. Его учениками были виднейшие композиторы: А. Эшпай, А. Холминов, Т. Николаева, А. Шнитке, из зарубежных музыкантов — Т. Попов (лауреат премии имени Димитрова) и многие другие. По полифонии у него училась с 1937 по 1959 годы почти вся композиторская молодежь того времени.
Е. Голубевым написано большое количество произведений; к крупнейшим относятся оратории «Возвращение солнца» и «Герои бессмертны», семь симфоний, три концерта для фортепиано с оркестром, три струнных концерта — для скрипки, альта, виолончели, четырнадцать квартетов, два квинтета— для фортепиано и для арфы со струнным квартетом, семь фортепианных сонат, по одной для скрипки, для виолончели и для трубы с фортепиано, балет «Одиссей» по Гомеру.
Произведения Голубева часто передаются по радио, исполняются в концертах, очень многие изданы, некоторые записаны на пластинку.
Творчество Е. Голубева при крепкой опоре на живые традиции музыкального искусства отличается самобытностью мышления и своеобразием композиторского почерка. Ему чуждо самодовлеющее оригинальничание, возбуждающее временный, иногда даже большой интерес к произведению, который, однако, рано или поздно проходит. Е. Голубева привлекает не внешняя «броская» изобретательность приемов письма, а настоящая творческая направленность на раскрытие замысла и тех внутренних ценностей музыкального искусства, которые выдерживают испытания временем. И в этом отношении он всегда остается верен себе как глубоко принципиальный художник, стремящийся. прежде всего к искренности творческого высказывания, ищущий ту «правду», которая послужила Залогом исторической устойчивости классического музыкального наследия. Отсюда — главные художественные качества музыки Е. Голубева: интонационная жизненность, выразительность тематического материала как основного «носителя» музыкальной образности. По мере надобности этот материал приобретает особую четкость, кристаллизованность, запоминаемость, что особенно важно в крупных формах. Он не искусственно придумывается композитором, а создается подлинной творческой фантазией и иногда задолго вызревает в художественном замысле данного произведения.
Чрезвычайно ценно замечательное умение Е. Голубева широко развивать тематизм, и не импровизационно, а в соответствии с внутренней музыкальной логикой, вскрывающей первоначально заложенное в нем интонационное содержание. Особо также надо отметить связанное с этим великолепное владение композитором крупными формами. Развитие в них всегда динамично, целеустремленно, с выпуклой «подачей» тематизма, подготовляемого напряженным ожиданием, с контрастной фактурой — все это соответствует понятию симфонизма в подлинном его смысле. Структура сложных произведений Е. Голубева отличается цельностью и стройностью, высказыванием самого главного без длинных и излишних деталей, в общем — тонким расчетом в соотношении целого и его частей. Здесь сказывается неразрывное «содружество» творческой фантазии с сильным интеллектом. Заслуживают внимания и другие достоинства композитора — большое полифоническое, фактурное и оркестровое мастерство, тонкое своеобразие гармонического языка.
Все эти качества в полной мере присущи и Седьмой, «Героической» симфонии Е. Голубева, законченной в 1972 году. В основе ее лежит программа, отражающая события нашего времени. При контрастировании тематизма и частей вся симфония пронизана интонационно-тематической общностью, придающей замыслу особую цельность.
Первая часть — «Борьба». Вступление (Adagio), как бы воспоминание-раздумье, подводит к главной теме «борьбы» (Allegro eroica), которая своей волевой ритмикой служит могучим «зарядом» для всего симфонического развития. Вторая, контрастирующая, тема впоследствии полностью используется в апофеозе финала. После напряженнейшей разработки главная тема в репризе как бы сокрушает все на своем пути. Ликующая кода рождается из темы вступления, но борьба еще продолжается, и вновь возникают острые драматические коллизии.
Вторая часть — «Отдавшим жизнь» (Adagio maestoso е mesto) — как бы горестное обращение памяти к погибшим, проникновенный диалог струнных в унисон и духовых. Развитие приводит к большой кульминации, завершающейся торжественным звучанием медной группы и чередующейся с ней арфой соло. В коде сильное впечатление производит заключительный хорал у струнных и затем деревянных духовых.
Третья часть «Возрождение» (Presto). Энергичное скерцо с упорным, настойчивым движением, как бы преодолевающим все препятствия, в своем напряженном развитии достигает большого размаха. Оно построено на трех темах: интонации первой включаются впоследствии в главную тему финала, словно предвещая неизбежный ход драматического действия, приводящего к победе; вторая тема разрабатывается в средней части как фугато, соединяясь в дальнейшем с другими темами. После кульминации и ее спада стремительная кода завершает развитие.
Четвертая часть — «Путь к славе. Апофеоз» (Allegro festoso). Издалека приглушенно доносится звучание валторн, им вторят трубы, как бы призывая к радости и торжеству. Все новые группы инструментов начинают откликаться на эти призывы.
С появлением второй темы разрастающееся всеобщее ликование приводит к апофеозу, в котором появляется вторая тема первой части в преображенном грандиозном звучании. В конце апофеоза возникают интонации главной темы первой части, как клич, зовущий теперь не к борьбе, а к победному торжеству.
По своей высокой идейной направленности, яркой образности и художественному мастерству Седьмая симфония Е. Голубева является одним из значительнейших произведений советской музыки.
Ю.Н. Тюлин, доктор искусствоведения