Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В испанской музыке апохп Возрождения, рядом с великими мастерами культовой хоровой полифонии Моралесом, Гер-реро и Викторией и прославленными композиторами виуэ-листами Миланом, Мударрой, Вальдеррабано, Фуэнльянон. стоит Феликс Антонио де Кабесон (Felux Antonio de Cabezon). Крупнейший композитор и органист, Кабесон не только обогатил испанскую музыку замечательными произведениям и, не утратившими своего художественного значения и воздействия до наших дней, но явился подлинным создателем п признанным главой национальной органной школы, достигшей в его творчестве высшего расцвета и оказавшей влияние на современных Кабесону композиторов других стран. Выдающийся педагог Кабесон воспитал многочисленных учеников, продолживших исполнительские принципы его школы. Среди них в первую очередь должны быть названы его сыновья Эриандо и Грегорио, талантливые органисты второй половины XVI века.
Биография Кабесона известна нам пз предисловия, которое его сын Эрнапдо предпослал сочинениям своего отца, изданным им в Мадриде в 1578 году. Кабесон родился 30 марта 1510 года на севере Испании, в маленьком городке Кастпльо де Матахудиос, близ Бургоса. В раннем детстве он ослеп, но «эта утрата одного из чувств обострила в нем другие, развив до чрезвычайной степени тонкость его слуха», — писал впоследствии сын композитора. С детства всецело посвятив себя музыке, Кабесон достиг в ней таких успехов, что в 18-летнем возрасте получил звание «музыканта королевской камераты и капеллы» в Мадриде и всю свою последующую жизнь (он скончался в Мадриде 26 марта 1566 года) провел на придворной службе — сначала при Карле I. а с 1539 года при инфанте и затем короле Филиппе И. Сопровождая Филиппа II в его частых поездках. Кабесон побывал в Италии, Германии. Фландрии, а также в Англии. Существует мнение, что виртуозная импровизация Кабесона на клавикордах, которую он демонстрировал, произвела сильное впечатление на английских музыкантов п послужила толчком для расцвета в Апглии искусства игры на вёрджпнеле п появления обильной музыкальной литературы для этого инструмента.
«Антонио зе Кабесон был всеми любим за его добродетели,— писал Эрнандо де Кабесон. — Он нпкогда не кичился тем, что зпал и умел, не относился свысока к тем. кто знал п умел меньше его. но. напротив, хвалил и поощрял в их сочинениях то хорошее, что в них имелось, и нпкогда ire переставал делпться своими знаниями со вселит, кто приходил к нему за советом п наставлением. Не было такого безумца, который отрицал бы его гений, признанный не только в Испании, но п в тех странах, где он побывал...»
Обязанности придворного, мувыканта, вапятия с учениками, путешествия не дали возможности Кабесону ваписать боль-inyio часть своих сочинений. Он писал мувыку дли клавикордов, арфы, ВИуэлы, но более всего дли органа. Именно органные произведения, В первую очередь, принесли композитору славу при жизни п определили непреходящее значение его творчества в истории испанской музыки. Органная музыка в Испания в эпоху Кабесона находилась па грани церковного и светского искусства. С одной стороны, ей в целом были чужды суровый аскетизм, мистическая отрешенность и экзальтированный пафос, которые мы находим у испанских композитопоп-полнфонистов, работавших в сфере церковной хоровом музыки, и, ппежде всего, у величайшего из них — Викторин. С другой стопины, бури и треволнения реальной жизни, радости тг горести повседневного бытия, столь широко отраженные в светской вокальной, а также в значительной мере виуэльной испанской музыке XVI века, в гораздо меньшей степейгг затрагивали органную музыку. Сам Кабесон, придворный ка-мер-музыкант самого релпгпозно-фанатпчного пз всех испанских мопархов—Филиппа ТТ, писал для органа преимущественно транскрипции католических гимнов, месс, духовных мотетов, а его вариации на темы литургических напевов и органные псалмодии, по словам Фелппе Педпеля, исполнены «нежной лтобви, ищущей прибежища у бога». Одпако Кабесону не было чуждо и светское начало в искусстве. Не только в сочинениях для клавикордов, арфы, впу-элы — инструментов «светских» по самой своей природе, но и в ряде органных произведений Кабесон обращался к танцевальным жанрам (павапа, гальярда), к вариациям на темы популярных песен, как авторских, так и народных, украшал строгие григорианские мелодии пышной орнаментикой, идущей также от светской музыки.
Органные пьесы, записанные па настоящей пластинке, взяты из сборника «Obras de miisica para tecla, a rpa у vihuela de Antonio de Cabazon», изданного, как упоминалось выше,, сыном композитора. Сочинения, вошедшие в этот сборник, были созданы Кабесоном для учеников «с целью развития их творческой фантазии и исполнительской техники» и расположены по возрастающей трудности. Однако это никоим образом не «упражнения в контрапункте» и не «этюды для развития беглости пальцев». Дидактические цели, которые преследовал композитор в этих пьесах, пи в малейшей степени не мешают восприятию их как полноценных художественных произведений, отмеченных глубоким содержанием, законченностью формы и вдохновенным полетом фантазии.
К собственно культовым сочинениям среди записанных относятся только «Версо и Кирпе» и «Фобурдоп», представляющие собой органные обработки вокальных мелодии, взятых из католического богослужения. Версо (исп. verso — буквально «стих») не является, в строгом смысле слова, самостоятельной музыкальной формой; это любая часть вокального церковного сочинения, включающая полностью какую-либо фразу текста католической службы и обладающая относительной структурной законченностью. Перу Ка-бесона принадлежат 7 версос на различные темы. На пластинке воспроизведет! один из ппх, объединенный, ввиду его лаконичности, с Кирие — также органной транскрипцией традиционного раздела мессы. Несмотря на небольшую протяженность пьесы, обе ее части богато орнаментированы, особенно четырехголосная тема Кирие гимнического характера.- Фобурдон, в том виде, в каком его культивировали испанские оргаппстьт XVT века, представляет собой cantus firmus, последовательно разрабатываемый сначала в верхнем голосе (тппле), затем в басовом п. наконец, в средних голосах. ТТа пластинке записан один из 8 фобурдонов Кабесона, дошедших до нас.
Вариацпп и тьентос составляют наиболее цепную в художественном отпошеппп часть органного наследия Кабесона. Крупнейший мастер инструментальных вариаций (так называемых «дпференспас»), значительно развивший варпа-цпоппую технику своих старших современников — композп-торов-виуэлпстов Милана, Нарваэса. Вальдеррабаио. Кабесоп создал в атом жанре ряд выдающихся произведений, явившихся первыми самостоятельными образцами светской органной литературы. Всего известно Я пьес в форме вариаций, написанных Кабесоном. из которых составители отобрали для пастоящей пластинки четьтпе. Форма каждой из ппх весьма индивидуальна. Так. в «Песне кабальеро» (кастильская народная песня, неоднократио использованная испанскими композиторами) Кабесон развивает тему в четырех вариациях, проводя их в четырех разных голосах — последовательно от самого верхнего до самого нижнего. В миланской гальярде за экспозицией темы танца, состоящей из двух разделов, следуют две вариации на первый и две вариации на втопой раздел темы, после чего тема повторяется полностью в первоначальном виде. Пять вариаций на итальянскую павану построены как единая мелодическая волна, создаюшая впечатление свободной импровизации. Наконец, в вариациях на тему песни «Откуда он?» франко-фламандского композитора Томаса Крекийона Кабесоп прибегает к неожиданному и эффектному приему, излагая тему одновременно с ее глосой (разработкой).
Тьентос, судя по тому, что они занимают в количественном отношении первое место в наследии Кябесона, были излюбленным жанром композитора. В то же время, как справедливо говорит испанский муяыковед Роберто Пла, «тьентос являются теми созданиями Кабесона. в котопых его гений нашел наиболее полное выражение». Действительно, будучи весьма свободной по фолме инструментяльиой пьесой имитационно-полифонического склада, напоминающей своим строенном ричеркар, тьеито предоставлял композитору широкие возможности как для контрапунктической изобретательности, так и для свободного проявленпя творческой фантазии. Записанные на пластинке шесть тьентос раскрывают лучшие стороны дарования Кабесопа. Музыка тьентос отмечена характерной для испанского классического искусства экспрессивной сдержанностью, сосредоточенностью, даже известной суровостью стиля при общей певучести, мелодической насыщенности языка и удивительной для того времени гармонической смелости в сочетании с интересными ритмическими находками (в частности, в тьентос Кабесон впервые ввел в практику инструментальной музыки триоли и квпнтоли). Совершенством музыкального письма Кабесон во многом опередил своих современников, а в искусстве мотивно-фигурационной техники он предвосхитил достижения англпйскпх вёрджинелистов.
С целью возможно большего прпблпженпя звучания произведений Кабесона к стилю и атмосфере его эпохи, они записаны на старинных органах работы испанских мастеров: на органе церкви местечка Коварлубиас, в Кастилии, установленном в XVII веке (первая сторона пластинки), и на церковном органе городка Дарока, в Арагоне, построенном в начале XV века (вторая сторона пластинки).
Исполнитель — Паулпно Ортис де Хокапо (Paulino Ortiz de Jocano). органист и капельмейстер монастыря Эскорпала.
П. П и ч у г и н