АЗГ, вкладыш
Балеты Петра Ильича Чайковского (1840-1893) — «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» — принадлежит к числу лучших произведений русской музыкальной классики.
Сюжет «Щелкунчика» заимствован из сказки немецкого писателя Э. Т. Гофмана «Щелкунчик и мышиный царь», переработанной французским писателем А. Дюма (отцом). Либретто балета было создано известным балетмейстером М. И. Петипа.
Балет «Щелкунчик» был впервые поставлен в декабре 1892 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра (в один вечер с оперой «Иоланта»).
«Партитура «Щелкунчика», — пишет советский музыковед Д, В. Житомирский, — вошла в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского. Здесь с классической ясностью и полнотой объединились лучшие черты его музыкальной драматургии и его зрелого симфонического искусства».
ЛИБРЕТТО БАЛЕТА
Действие первое
Картина первая
Зал в доме президента Зильбергауса. Множество гостей приглашено на елку. Роскошно убранная, она вызывает восторг у детей Зильбергауса — Клары и Фрица — и их маленьких гостей. Дети резвятся и танцуют. Общее оживление усиливается с прибытием новых гостей.
Часы бьют полночь. С последним ударом в зал входит Дроссельмейер, крестный отец маленькой Клары, и преподносит детям четыре большие механические куклы, изображающие маркитантку, солдатика, Арлекина и Коломбину. Заведенные ключом куклы автоматически двигаются и танцуют; дети в восторге, но Зиль-бергаус, опасаясь за целость дорогих игрушек, приказывает отнести их к себе в кабинет.
Чтобы утешить огорченных Клару и Фрица, Дроссельмейер вынимает из кармана и дарит им новую куклу — пресмешного Щелкунчика который умеет раскалывать орехи, и показывает, как с ним обращаться. Озорной Фриц отнимает игрушку у Клары и вкладывает в рот Щелкунчику самый большой и крепкий орех. У Щелкунчика ломаются зубы. Фриц бросает игрушку. Клара поднимает Щелкунчика, обвязывает ему голову платком и укладывает его спать на кровать своей любимой куклы. По приглашению Зильбергауса все гости танцуют старинный танец «гросфатер». По окончании танца госпожа Зильбергаус напоминает мужу, что уже поздно и детям пора ложиться спать. Клара хочет взять Щелкунчика с собой, но отец не разрешает. Детей уводят, гости прощаются с хозяевами и постепенно расходятся.
Маленькой Кларе не спится. Беспокоясь о больном Щелкунчике, Клара, как только в доме все стихло, решает навестить его и входит в темный зал. Но что это? Из щелей в полу по- > является множество блестящих огоньков. Это глаза мышей. Вся комната наполняется мышами. Испуганная Клара бежит к кроватке больного Щелкунчика искать защиты.
Комната залита волшебным лунным светом. Елка начинает расти и достигает исполинских размеров, игрушки оживают: зайчики бьют тревогу, часовой у будки салютует ружьем и стреляет, куклы бегают в испуге, ища спасения от мышей, появляется отряд пряничных солдатиков.
Неприятельское мышиное войско начинает наступление и теснит пряничных солдатиков. Мыши одерживают победу и с торжеством пожирают трофеи — куски пряников.
Щелкунчик, видя поражение пряничного войска, быстро вскакивает с постели и приказывает зайчикам скова бить тревогу. Крышки слетают с коробок, в которых лежат оловянные солдатики, из них поспешно вылезают стрелки, гренадеры, гусары и артиллеристы с медными пушками.
Мышиный царь приказывает своему войску возобновить наступление. Мыши несколько раз атакуют неприятеля, но с большим уроном отходят назад; тогда мышиный царь вступает в единоборство со Щелкунчиком. Клара, видя, что ее любимцу угрожает опасность, снимает с ноги туфелек и изо всех сил бросает его в царя мышей; Щелкунчик тяжело ранит своего врага, который вместе с мышиным войском спасается бегством, И вдруг — что это? Из уродца Щелкунчик превратился в прекрасного принца.
Он становится на колени перед Кларой и просит ее следовать за ним. Они идут к елке и скрываются в ее ветвях.
Картина вторая
Зал превращается в густой еловый лес. Начинает падать снег, поднимается метель. Снежные хлопья кружатся в вальсе, образуя в конце его живописные снежные сугробы. Постепенно метель утихает, и зимний ландшафт освещается мягким лунным светом.
Действие второе Картина третья
Дворец сластей Конфитюренбург. Фея Драже с принцем Коклюшем ожидают приезда Клары с принцем Щелкунчиком.
Мажордом расставляет маленьких мавров и пажей, которые держат в руках горящие факелы. По реке медленно плывут в вызолоченной ореховой скорлупе Клара и Щелкунчик. Вот они выходят на берег. Серебряные солдатики отдают им честь, а маленькие мавры подхватывают, Клару под руки и помогают ей войти во дворец.
Фея Драже с принцем Коклюшем и принцессами — сестрами Щелкунчика — встречают прибывших, свита почтительно им кланяется, а мажордом приветствует принца Щелкунчика по случаю его благополучного возвращения в замок Конфитюренбург.
Щелкунчик, тронутый приемом, берет Клару за руку и представляет ее окружающим, объявляя, что ей одной он обязан своим спасением.
Фея Драже отдает мажордому приказание начать праздник, а сама с принцем Коклюшем и свитой удаляется, чтобы не мешать непринужденному веселью.
Начинается разнообразный дивертисмент: танцуют шоколад (испанский танец), кофе (арабский танец), чай (китайский танец), паяцы, легенды. Полишинель. В заключение появляется фея Драже со своей свитой и принцем Коклюшем. Они также принимают участие в танцах.
Клара в восторге от всего, что происходит у нее перед глазами, а принц Щелкунчик рассказывает ей сказочные чудеса о царстве сластей.