Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Любители народных песен знают их в различном исполнении: поют сами народные певцы, поют известные мастера русской песни, поют фольклорные коллективы, государственные хоры, и разные интерпретации народной музыки обогащают наши представления о ней. Настоящая пластинка имеет особый интерес: она знакомит нас с песнями, записанными и напетыми в народном стиле, без какой-либо профессиональной обработки, но не музыкантом-исполнителем, а... композитором-профессионалом! Факт исключительный и сам по себе незаурядный. А если учесть при этом покоряющую красоту и оригинальность песен Ивановской области и мастерство И. М. Ельчевой, то настоящая запись приобретает особое значение и оказывается в своем роде уникальным историческим документом.
Ирина Михайловна Ельчева не случайно сама интерпретирует записанные ею народные песни. Пение в народном стиле стало органичной потребностью ее художественной натуры. Ее любовь к народу, восхищение его талантом, усвоение народного творчества во всем его специфическом облике, научная достоверность передачи и одновременно — композиторская свобода его художественного претворения в одинаковой мере свойственны И. М. Ельчевой. В ее лице счастливо сочетаются этнограф-фольклорист, автор замечательного сборника «Народные песни Ивановской области» (Ярославль, 1968), композитор, уже много лет талантливо разрабатывающий русскую национальную тематику, и исполнитель—интерпретатор народных песен (на эту пластинку напеты песни из упомянутого фольклорного сборника композитора).
И. М. Ельчева родилась в семье музыкантов (мать— композитор и пианистка, отец — певец), с раннего детства много и охотно пела, окончила Ленинградскую
консерваторию как композитор и пианистка. С фольклорной экспедиции 1953 года началось непосредственное общение молодого композитора с народной песней и одновременно — композиторское использование народного материала. Сначала — свободные обработки песен различных областей России, где побывала Ельчева (фольклор Крайнего Севера — районы нижнего течения реки Печоры, затем Псковщина и Ивановщина, включая всемирно известный Палех), потом — музыка в самых различных жанрах: опера «Спартак» по роману Джованьоли (1961), сюита для симфонического оркестра «Печорские старины» (1963), симфония «Памяти погибших в блокаду Ленинграда» (1965), «Русская свадьба» (10 хоров для смешанного хора без сопровождения, 1966), фортепианная сюита «Палех» (1967), цикл «8 хороводных песен для смешанного хора с литаврами» (1968), «24 прелюдии и фуги» в народном складе для фортепиано (1970), — и везде, как правило, Ельчева основывается на личных впечатлениях от народного творчества, на собственных фольклорных записях. В последнее время композитор расширяет круг используемых литературных и музыкальных источников, обращаясь к творчеству разных народов СССР и зарубежных стран (болгарскому, норвежскому, монгольскому). Сочинение 1973 года — оратория «К новой жизни» по произведениям поэта и писателя народа манси Ювана Шесталова.
Палех песенный открылся Ельчевой, а через нее и всем любителям русской песни в январе 1965 года. Тогда только что отпраздновали сорокалетний юбилей
современного палехского художественного искусства, и было крайне интересно узнать: есть ли здесь песни? Оказалось — есть, и очень много! Ельчева стала их
записывать. Некоторые оказались до сего времени неизвестными. Вот некоторые из ее наблюдений:
«В Палехе ярко и многообразно проявилась одна из наиглавнейших особенностей народного творчества — постоянная его изменяемость, вариантность».
«...Здесь, в глухих деревнях, я являлась свидетелем «таинства» творчества народа, когда, словно на глазах, возникает новый вариант, не похожий на предыдущий,
освещающий песню с новой стороны... Разные люди «рассказывают» песню по-разному. Подобно тому, как нельзя рассказ повторить слово в слово, так же невозможно повторить и песню — рассказ песни будет снабжен новыми деталями, подан в ином характере. Эти изменения можно услышать не только от разных людей, но новое «видение» содержания песни, новое отношение к сюжету можно услышать даже от одного и того же лица: утром поет так, вечером по-иному...
Замечательно объяснилось это свойство народной песни — ее изменяемость, вариантность в словах восьмидесятилетнего крестьянина Архангельской области Евдокима Кирилловича Торопова, брошенных им невзначай: «Мы ведь не по-слаженному поем, не как кто требует, а сами по-себе, как когда».
С чуткостью воспроизводя слышанное, Ельчева при собственной образно-психологической подаче, сохраняет полностью манеру народного пения — диалект,
фразировку, глиссандирование, сохраняет, как музыкант-сотворец, автор своего талантливого варианта народной песни.
Первые записи на пластинке знакомят нас с некоторыми из бесчисленных версий наиболее популярных ивановских песен (причем Ельчева воспроизводит как женскую, так и мужскую исполнительскую традицию), за ними следуют контрастно сопоставленные песни разных жанров, как в архаичной по манере, так и в более современной интерпретации. Завершают эту своеобразную антологию ивановского фольклора песни свадебные и хороводные, особенно любимые в области.
С 1965 года И. М. Ельчева является общественным консультантом организованного ею Палехского танцевально-хорового коллектива художественной самодеятельности, ставшего лауреатом и получившего звание народного хора.
И. Земцовский