Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Григорий Жислин принадлежит сегодня к наиболее интересным, наиболее творчески разносторонним и самобытным музыкантам своего поколения. Успешные выступления на международных конкурсах в Генуе (имени Паганини, первая премия) и Брюсселе стали началом интенсивной концертной деятельности скрипача, получившей широкое признание слушателей. Публике интересна незаурядность личности артиста, возможность ощутить убедительность его интерпретаторских намерений, понять и разделить отношение к исполняемой музыке. Пройдя через увлечение романтической виртуозностью, сыграв огромное количество произведений традиционного скрипичного репертуара, Григорий Жислин стал тяготеть в последнее время к музыке XX века во всей широте ее стилистики. Творческая зрелость артиста сказывается и в том, что он выбирает сочинения, в которых органично сплавлены философская глубина и максимальное раскрытие современных возможностей солирующей скрипки во взаимосвязи с оркестром или с фортепиано. Одно из таких сочинений — Соната для скрипки и фортепиано Д. Шостаковича записано Григорием Жислиным в ансамбле с его постоянным партнером, пианисткой Фридой Бауэр. С момента появления Сонаты, созданной композитором в 1968 году «в честь 60-летия
Давида Федоровича Ойстраха» (так гласит посвящение), процесс постижения исполнителями этой музыки непрерывен. Сонату играли многие инструменталисты у нас в стране и за рубежом, она входила в программу Международного конкурса имени П. И. Чайковского, и, конечно, многим исполнителям сопутствовали удачи. Но память сохранила первое, если можно так сказать, «рабочее» прослушивание Сонаты в присутствии автора в Союзе композиторов РСФСР (тогда ее дважды подряд сыграли Д. Ойстрах и композитор М. Вайнберг) и изумительные по совершенству первые публичные исполнения Д. Ойстрахом и С. Рихтером. Созданная Шостаковичем вскоре после второго виолончельного концерта, блоковского цикла, Двенадцатого квартета, Соната и в этом ряду поражает своей емкой многогранностью, мудростью, психологической правдивостью музыкальных образов.
Д. Ойстрах неоднократно играл Сонату в ансамбле с Фридой Бауэр, и вот теперь своеобразная «эстафета поколений» перешла к Григорию Жислину — одному из самых ярких сегодня интерпретаторов этого сочинения.
В исполнении Григория Жислина и Фриды Бауэр трехчастный цикл Сонаты предстает как единое драматургическое целое, в котором необычность построения (две медленные части обрамляют быструю среднюю) лишь подчеркивает общность музыкального тезиса сочинения — его исток и исход.
Первая часть трактуется ансамблистами как пролог, где намечен характерный круг образов. Темпераментно, с четким биением ритмического пульса, не боясь предельно обнажить «нерв» музыки, играют Жислин и Бауэр вторую часть — Allegretto. Из этого неистового эмоционального вихря вырастает финал — драматическая кульминация цикла.
Лишь в каденциях фортепиано и скрипки, идущих одна за другой, возникает прежний декламационный пафос высказывания, услышанный нами в Allegretto. И затем, в эпилоге, реминисценции возвращают к образам прошлого, к исходной точке сочинения, но не подводя итогов, а заставляя осмыслить, прочувствовать, понять то, что можно назвать «законом вечности»...
В исполнении музыкантов есть не только свое отношение к играемой музыке, глубокое понимание ее природы, но и особое качество, без которого нереальны самые интересные творческие устремления, — подлинное сценическое вдохновение.
Евг. Баранкин

© «Мелодия», 1984
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1984 г.