ЛЗГ
В 1970 году состоялся дебют британской рок-группы «Эмерсон, Лейк и Палмер» (сокращенно — ЭЛП) — одного из ведущих коллективов того направления современной музыки, которое позднее будет определено как арт-рок (от слова «арт» — искусство). Хотя обращение арт-рока к опыту серьезной музыки, как к классическому наследию, так и к экспериментам XX века, было подготовлено работами «Битлз», «Мазерс ов Инвеншн», «Найс», «Кинг Кримсон» (из двух последних коллективов пришли двое участников ЭЛП — Кит Эмерсон и Грег Лейк), успех ЭЛП у самой разной аудитории — с поклонников рока до профессоров консерваторий — тем не менее превзошел все ожидания.
В отличие от других существовавших в то время супергрупп (т. е. ансамблей, состоящих из уже зарекомендовавших себя музыкантов; барабанщик Карл Палмер был известен по группам «Крэйзи Уорлд ов Артур Браун» и «Атомик Рустер»), трио ЭЛП ориентировалось на инструментальную музыку, крупные формы — сюиту, концерт — и соответственно не на аккомпанирующую гитару, а на солирующие клавишные инструменты. Как это ни парадоксально, при возникновении группы предполагалось участие и гитариста: шли переговоры даже с самим Джими Хендриксом. Кит Эмерсон фактически заложил «техническую» основу сегодняшней «новой волны», впервые продемонстрировав возможность концертного применения таких электроинструментов, как синтезатор Муга. Перспективной (в том числе и для современной «видеомузыки») оказалась и театрализация эстрадных выступлений, к которой прибегали участники ЭЛП, стремясь облегчить восприятие серьезных музыкальных форм.
Но главное в том, что участникам ЭЛП, разносторонне образованным музыкантам, первым удалось обнаружить восходящую к фольклору общность простых, даже примитивных, но при этом жизнестойких интонаций «тяжелого рока» — с «неопримитивизмом» и экспрессионизмом первых десятилетий XX века: трио записало на пластинки «Варварское аллегро» Белы Бартока, «Симфониетту» Леоша Яначека, «Скифскую сюиту» Сергея Прокофьева. Нельзя не назвать и броскую (хотя и не самую глубокую) работу ЭЛП — адаптацию «Картинок с выставки» М. Мусоргского, впрочем, привлекшую к сочинению русского композитора внимание многих рок-музыкантов (в том числе и японского мастера музыкальной электроники Исао Томита). Примечательно, что видные композиторы А. Хинастера (Аргентина), А. Копленд (США), к произведениям которых обращались Эмерсон, Лейк и Палмер, неизменно высоко оценивали их творческий подход к своим сочинениям.
Все десять долгоиграющих альбомов ЭЛП (самый яркий из них — «Операция мозга» — был выпущен в 1973 году) строились по принципу жанровой мозаики, монтажа, на первый взгляд, самых разнородных стилей — от инструментального концерта в сопровождении симфонического оркестра до французской шансон с аккордеоном, от импровизации в духе Дэйва Брубека или рэгтайма на «расстроенном» фортепиано до лирической баллады с гитарой. Разумеется, не сами участники ЭЛП изобрели составные части этой мозаики, но умение монтировать такие разноплановые детали в единое целое — также признак большого мастерства. Однако Эмерсон и его коллеги добились гораздо большего, чем умелая компиляция: они создали свое неповторимо индивидуальное звучание, легко узнаваемое по виртуозному стаккато Эмерсона на синтезаторе или балладам Лейка в сопровождении акустической гитары, слегка «подкрашенной» электроникой...
Со временем у ЭЛП обнаружились и талантливые последователи в Великобритании («Джентл Джайант»), в Италии («ПФМ»), в Чехословакии («Коллегиум музикум»), в ГДР («Штерн-комбо-Майссен»), и подражатели, без присущего ЭЛП вкуса и чувства меры эксплуатировавшие идею рок-аранжировки классической музыки (нидерландская группа «Иксепшн»). Поэтому к концу 70-х годов многие идеи арт-рока исчерпали себя: многие коллективы либо распались, либо — как «Йес» или «Генезис» — претерпели значительные стилистические изменения, обратившись к диско- и поп-музыке.
Но уже в первой половине 80-х годов стало очевидным, что одним только жанром танцевальной песни рок-музыка ограничиться не может. После «новой волны» молодые музыканты начинают осваивать опыт арт-рока (как, например, британский «Мэриллион», венгерский «КФТ», советский «Горизонт»). И нет ничего удивительного в том, что вновь на сцене появляются хорошо знакомые имена. В 1986 году возрождается трио «Эмерсон, Лейк и ...Пауэлл». Вместо Карла Палмера, сейчас работающего в группе «Азия» (с ней сотрудничал одно время и Лейк), в трио теперь играет Коузи Пауэлл, которого любители «тяжелого рока» хорошо знают по группам Джеффа Бека и «Рэйнбоу» Ричи Блэкмора.
Творческая программа группы «Эмерсон, Лейк и Пауэлл», несомненно, та же. «Итак, леди и джентльмены, добро пожаловать снова на наше» представление, которое никогда не кончается»,— этими словами завершается композиция «Счет», открывающая данную пластинку. Эти же слова были, напомним, и в названии большого концертного альбома ЭЛП 1974 года. На концертах коллектив вновь исполняет лучшие вещи из репертуара 70-х годов — антивоенную песню «Счастливчик», «Фанфары для простого человека» А. Копленда (кстати, единственную свою «сорокапятку»., попавшую в 1977 году в хит-парад «ТОР 20»).
Настоящая пластинка также очень напоминает и дебют 1970 года (и тоже не имеет самостоятельного названия), и все последующие грамзаписи ЭЛП: есть на ней и типично эмерсоновский пафос («Счет», «Чудо»), и лирика Лейка («Ослепленный любовью»), и хард-роковая «Рискованная игра», и обработка симфонического произведения («Марс, войну приносящий»). Однако стилистика отдельных композиций уже не столь контрастна. В 70-е годы балладу «Ослепленный любовью» Лейк спел бы без сопровождения, а яркая характерная пьеса «Отойди» напоминала бы больше «начало века», чем новый джаз-рок в духе американской группы «Стили Дэн».
Но если раньше идейное содержание с трудом угадывалось за стилизациями «под старину» и абстрактной символикой, то новые слова Грега Лейка в расшифровке не нуждаются: «Мы ждем чуда, чтобы спасти нашу мать-Землю» («Чудо»). Музыканты изображают гротескную панораму современного западного общества, за развлечениями забывающего о грозящей всему человечеству катастрофе («Рискованная игра»), и в заключение прямо призывают: «Сложите оружие». В наивности их, однако, упрекнуть нельзя: после этого прекраснодушного лозунга следует своего рода инструментальное послесловие — обработка одной из частей программной сюиты композитора Густава Холста «Планеты» (это, кстати, еще один взаимообмен идеями между Эмерсоном и Томита, аранжировавшим всю сюиту Холста). ЭЛП в отличие от Томита делает центральной часть сюиты, которая недвусмысленно названа самим композитором «Марс, войну приносящий». Грандиозно и вместе с тем тревожно звучат последние аккорды «Марса», но, после того как они отзвучат, в памяти вновь возникают слова: «Сложите оружие и выпрямьтесь — и мы поднимемся над грозой!».
Д. Ухов