ЛЗГ, 04.03.88
В 1963 году на прилавках американских магазинов появилась пластинка с бойким названием Little Stevie Wonder the 12 Year Genius. Recorded Live" («Маленький Чудо-Стиви — 12-летний гений. Концертная запись»). Рекламными трюками и броской рекламой любителя эстрадной музыки не удивить, и никто в то время — ни фирма «Мотаун», выпустившая диск, ни слушатели, ни критики, ни, наверное, сам «двенадцатилетний гений» не могли предположить, что название станет пророческим, что через несколько лет имя музыканта будет известно всему миру, а ровно десятилетием позже он будет записывать пластинки, которые войдут в золотой фонд мирового рока.
Стиви Уандер родился 13 мая 1950 года в небольшом городке Сэгиноу в штате Мичиган. Его настоящее имя — Стивен Джадкинс. (Правда, другие источники утверждают, что звали его Стивен Моррис и родился он годом позже). Мальчик был слеп от рождения, в пять лет он увлекся музыкой и вскоре уже довольно прилично пел и играл на пианино и губной гармошке. Его кумиром с детства стал замечательный негритянский музыкант Рей Чарльз, также лишенный зрения.
Спустя небольшое время семья переехала в Детройт — в то время столицу стиля соул, и мальчика услышал Ронни Уайт, музыкант из группы «Мираклз», выступавшей с популярным певцом Смоки Робинсоном. Стивену было организовано прослушивание у руководителя фирмы «Тамла Мотаун» Берри Горди, который был поражен незаурядной музыкальностью маленького исполнителя. И через несколько месяцев вышли первые синглы певца и долгоиграющий диск с тем самым, громким названием. Так появился псевдоним певца — «Чудо-Стиви», «Стиви Уандер». Фирма «Мотаун», ободренная успехом первого диска Стиви Уандера, в том же году выпускает еще два: "A Tribute To Uncle Ray" («Дань уважения дяде Рею») и "The Jazz Soul Of Little Stevie Wonder" («Джазовая душа маленького Чудо-Стиви»).
«Тамла Мотаун» — любопытное явление на американской музыкальной сцене. Среди артистов, в разные годы сотрудничавших с «Мотаун»,— такие известные исполнители, как Марвин Гей, Эдвин Старр, Дайана Росс, Джуниор Уокер, Глэдис Найт, группы «Темптейшнз», «Джексон 5», «Марвеллетс», «Сьюпримз», «Фо Топс» и др. Первой пластинкой, принесшей компании известность, стал распространявшийся через «Мотаун» сингл Баррета Стронга «Деньги». У Берри Горди работали прекрасные продюсеры (Смоки Робинсон, Джонни Бристол) и очень популярные композиторы и поэты-песенники (Ламон Дозье, Эдди и Брайан Холланд, Сильвия Мой, Хенри Косби). Они и выработали то, что позже стало называться «Мотаун-саунд» — «Звучание Мотауна» — музыка, опирающаяся на ритм-энд-блюз или на спиричуэлс, с характерной сладковатой окраской, мягкая манера пения, одинаково приемлемая практически для любой аудитории. Сама фирма называла это «Звучанием Молодой Америки». Производство «Звучания» было поставлено на хорошо отлаженный конвейер. Особенного времени на раздумья и творческие сомнения фирма исполнителям не давала — концерты, гастроли, шоу по радио и телевидению и хиты, хиты, хиты. «Мотаун» была ориентирована на синглы, которые можно забыть завтра, но которые принесут прибыль сегодня. Редкими были пластинки, связанные какой-либо единой концепцией, идеей,— обычно они представляли собой почти случайный набор песен.
В таких условиях трудно существовать музыкантам, создающим оригинальную, самобытную музыку. Первые годы на обложках пластинок к его фамилии всегда добавляли фамилии других популярных авторов (чаще всего Мой и Косби), чтобы привлечь покупателей. Впрочем, продюсеры волновались зря — Уандер практически сразу полюбился публике, песни в его исполнении довольно быстро стали входить в хит-парады, и вскоре он уже был одной из звезд первой величины.
Правда, в отличие от многих других, звезда оказалась довольно своенравной — Уандер сохранил в ряде своих песен резкую, чуть, может быть, даже экзальтированную манеру пения, сближавшую его с блюзовыми музыкантами, а в 1966 году записал знаменитую песню Боба Дилана «Ответ знает только ветер».
В шестидесятые годы Стиви Уандер записывает немало прекрасных, интересных песен, ряд которых представлен на этой пластинке. Но настоящий перелом в его творчестве произошел в начале семидесятых годов, когда в 21 год он получил все заработанные им деньги и смог перейти от выпуска синглов к записи концептуальных альбомов. Первыми пластинками «нового Стиви Уандера» стали "Music Of My Mind" («Музыка моих мыслей») и "Talking Book" («Говорящая книга») (обе — 1972 г.), не похожие практически ни на что из того, что он делал раньше, хотя основные линии развития были намечены в предыдущем диске "Where I'm Coming From" («Откуда я» — 1971 г.). С. Уандер смог полностью сохранить красоту своих мелодий, отказавшись при этом от обычной сентиментальности «Мотуана» и сблизившись с творчеством таких музыкантов, как Слай Стоун, Кертис Мейфилд, Джими Хендрикс. Тем самым он сделал решительный шаг в сторону рока, с его большей честностью, принципиальностью и бескомпромиссностью.
Реакция публики не заставила себя ждать — восторженный прием у слушателей и критиков подтвердил правильность избранного им пути. Супербестселлерами стали две песни с "Talking Book" — «Суеверие» и «Ты — солнце моей жизни», представленные на нашей пластинке.
Подлинным шедевром музыканта стал следующий диск — " Innervisions" («Внутренние видения» — 1973 г.). До сих пор критика считает пластинку высшим достижением Уандера; в супер-хит-параде журнала «Роллинг стоун» (лучшие 100 пластинок рок-музыки за последние двадцать лет) альбом занимает 37-е место. Уандер сам играет на всех инструментах, сам является продюсером (ранее успешно выступив в этой роли при записи нескольких песен группы «Спиннерз»). На «Внутренних видениях» невозможно найти слабые места — пластинка создана безупречно. За нее Уандер был удостоен нескольких наград «Грэмми», присуждаемых за высшие достижения в области грамзаписи.
После этого каждый новый диск музыканта становится событием, приковывая к себе пристальное внимание любителей современной музыки. Разумеется, не все в его творчестве равнозначно. Так, например, альбомы "Fulfillingness' First Finale" («Первая стадия наполнения», 1974 г.) или "Journey Through The Secret Life Of Plants" («Путешествие в тайную жизнь растений», 1979 г.) оказались слабее других, таких, как "Songs in The Key Of Life" («Песни в ключе жизни», 1976 г.) или "Hotter Than July" («Жарче, чем июль», 1980 г.). Были и периоды долгого молчания и самоизоляции, но были и прекрасные концерты — как сольные, так и с другими знаменитыми музыкантами — Бобом Марли, Элтоном Джоном, Полом Маккартни, Эриком Клэптоном, Стивом Стиллзом, Джеффом Беком, «Роллинг стоунз».
В семидесятые годы Уандер продолжает работать и как продюсер — с Би. Би. Кингом, Минни Рипертон, Руфусом, группой «Мейн Игредиент», Сайритой Райт (в дуэте с которой он исполняет на настоящей пластинке песню «Ты — солнце моей жизни».)
С. Уандер — один из участников знаменитого концерта в помощь голодающим жителям Эфиопии, он принимал участие в записи пластинки «Мир — это мы», все средства от продажи которой пошли на покупку продовольствия для африканского населения.
«Что по-настоящему прекрасно и восхитительно в музыке Уандера,— писал американский критик Джон Рокуэлл,— это его непредсказуемая открытость новым звукам и стилям». Не это ли признак настоящего художника?
А. Гаврилов
При составлении программы были использованы записи из коллекции А. Шалобасова (Москва), которому Студия выражает благодарность.