Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
ЛЗГ, оборот

В июне 1987 года американский журнал «Биллборд» опубликовал небольшую заметку, посвященную очередному присуждению грампластинкам титулов «золотая» и «платиновая». Такие звания диски получают в зависимости от количества проданных экземпляров, и хотя эти титулы не могут служить показателем художественных достоинств той или иной записи, они помогают выявить наиболее популярные альбомы. Абсолютным победителем на этот раз стала группа, не существующая уже более 15 лет. Три ее пластинки стали «дважды платиновыми», шесть — «платиновыми», две—«золотыми». Этой популярнейшей группой середины 1987 года стал ансамбль «Дорз».
Создателем, вдохновителем, движущей силой «Дорз» был певец и поэт Джим Моррисон. Он родился в 1943 году в Мельбурне, штат Флорида. Подростком Джим покидает отчий дом, меняет колледжи, университеты и защищает в итоге диплом по кинотехнике. В 1965 году он знакомится с Рэем Манзареком.
Рэй Манзарек родился в 1935 году в Чикаго. С детства учился играть на рояле, в 12 лет увлекся блюзом. Следующие несколько лет совмещает занятия в музыкальной школе при консерватории с выступлениями с различными группами в блюзовых клубах. Вскоре он создает собственный ансамбль «Рик и вороны». Стихи Моррисона произвели на него огромное впечатление: ничего подобного он раньше не слышал. Это не удивительно. Джим Моррисон был одним из самых образованных и начитанных поэтов в рок-музыке. В его стихах чувствуется влияние Блейка, Ницше, Хаксли, Рембо, Бодлера, Джойса, Керуака, Брехта. Его образы сложны, подчас непонятны и глубоко поэтичны. Манзарек был в восторге от стихов Джима. «Я никогда раньше не слышал таких стихов в рок-песне,— скажет он позже.— Мы немного поговорили с Джимом и решили организовать группу и заработать миллион долларов».
Моррисон и Манзарек пригласили ударника Джона Денсмора и гитариста Роберта (Робби) Кригера, решив за основу будущего ансамбля взять группу «Рик и вороны», Денсмор родился в 1944 году в калифорнийском городке Санта-Моника. Играл в симфоническом оркестре, в джазовых составах, рок-группах. Роберт Алан Кригер родился в 1946 году в Лос-Анджелесе. Играл блюзы на рояле, пробовал играть на трубе, несколько месяцев изучал фламенко, мексиканскую народную музыку, снова блюзы — но уже на гитаре, хотел посвятить себя джазу, но, услышав «электрическую» пластинку «Блюзового оркестра Пола Баттерфилда», навсегда связал себя с роком.
Таков был костяк будущей группы. Правда, «Рик и вороны» после первых попыток отказались участвовать в совместном ансамбле: стихи Моррисона им казались непонятными, да и музыка, которую хотели играть «Дорз» («Двери» — название было взято из поэзии У. Блейка), им была совершенно чуждой. Из большой группы «Дорз» превратились в квартет. Несколько месяцев они выступали по разным мелким клубам, как правило, в качестве «заставки» перед концертами других, более известных исполнителей. Работать приходилось много, платили очень мало, и в какой-то момент Моррисон и Манзарек хотели даже распустить группу. К счастью, этого не произошло. Постепенно у «Дорз» появились свои поклонники, которых привлекала открытая, мощная манера пения Моррисона, и в 1966 году фирма грамзаписи «Электра» заключила с музыкантами контракт.
В 1967 году вышла первая пластинка группы, названная просто «Двери». Ни до, ни, пожалуй, после в рок-музыке не было столь мощного, столь ошеломляющего дебюта. Пластинка сразу поставила ансамбль в ряд с лучшими, самыми опытными музыкантами. Она продолжает пользоваться огромным успехом и сегодня, и в списке лучших ста пластинок последнего двадцатилетия, составленном ведущими критиками по просьбе журнала «Роллинг стоун», занимает 25-е место.
На этом диске вы можете услышать две самые знаменитые песни дебютного альбома «Дорз» — «Зажги во мне огонь» и «Конец». Именно «Конец» в свое время произвел наибольшее впечатление на критиков и слушателей. Рэй Манзарек вспоминает, как они впервые исполнили песню на одном из концертов: «Джим запел «Конец», все сидели, как загипнотизированные... Все как будто замерло. Это было очень странное ощущение. Когда мы кончили играть, никто не аплодировал. никто даже не разговаривал». А вот что говорит продюсер пластинки Пол Ротшильд: «Это было прекрасно, эти полчаса, что мы записывали «Конец», были самыми прекрасными из всех, что я провел в студии звукозаписи за всю мою жизнь... Вначале я сидел и, как продюсер, слушал запись. Но к середине песни я уже не был продюсер, я был втянут в песню, абсолютно поглощен ею. В студии видно было только свечу рядом с Джимом. Он повернулся к нам спиной и пел в микрофон, и светились индикаторы на пульте. Весь остальной свет был выключен... было... очень темно... Это был момент волшебства... Джим пел «Конец», он просто пел его... и я понял, что иду за ним. Он сказал: «Идите за мной». И я пошел. Когда песня закончилась, это был шок... Робби берет последний аккорд на гитаре, такие звякающие ноты, и вы понимаете, что да, это конец, дальше уже невозможно... Нас за пультом было четыре человека, когда запись закончилась, а мы и не заметили, что никто не выключил магнитофоны... В тот день нашу студию посетила муза».
Не менее интересен и второй диск «Дорз» — "Strange Days" («Странные дни»), выпущенный в том же 1967 году. Пластинка сильно и ярко раскрыла незаурядный талант Рэя Манзарека, игравшего на старых (по сегодняшним понятиям) инструментах намного более живую, оригинальную, заводную музыку, чем современные кудесники электроники...
Затем последовали пластинки "Waiting For The Sun" («В ожидании солнца», 1968), "The Soft Parade" («Тихий парад», 1969), концертный альбом, сборник «13». В 1970 году вышла пластинка "Morrison Hotel" («Гостиница Моррисона»), представленная на настоящем диске песнями «В ожидании солнца», «Ты вдыхаешь в меня жизнь», «Блюз придорожной закусочной» и «Грустное воскресенье». Критики встретили пластинку по-разному. Одни считали, что это самая неудачная запись «Дорз», другие же, как, например, Брюс Харрис из журнала «Джаз и поп», писали, что диск—«одно из главных музыкальных событий» года.
В начале 1971 года «Дорз» закончили запись новой пластинки "L. A. Woman" («Лос-Анджелесская женщина»). Появились первые рецензии на пластинку, в которых отмечалось, что «Дорз» стали собраннее, что они повзрослели, делались прогнозы на будущее — каким путем пойдет группа дальше. Этим прогнозам не суждено было осуществиться.
Сразу после окончания записи Моррисон уехал в Париж, где собирался поработать над книгой стихов. 3 июля 1971 года он умер от сердечного приступа.
Со смертью Моррисона историю «Дорз» можно считать законченной. Группа заработала свой «миллион долларов», правда, до своей доли Моррисон не дотрагивался, он продолжал жить нищим бродягой, с детства ненавидя благопристойный семейный уют, устоявшийся быт. Манзарек, Кригер и Денсмор выпустили пару пластинок втроем, причем, на удивление неплохих, но успеха эти записи не имели, после чего Манзарек записал два сольных диска. Кригер и Денсмор организовали группу «Баттс Бэнд», которая развалилась довольно быстро, и Кригер создал джаз-роковый ансамбль.
Хотя история «Дорз» закончилась, их дискография продолжается. Помимо разных сборников, необходимо назвать два любопытных альбома. В 1970 году Джим Моррисон начитал на магнитофон несколько своих стихотворений. Через восемь лет Кригер, Манзарек и Денсмор наложили музыку на эти записи. Так был создан диск «Джим Моррисон. Американская молитва» ("Jim Morrison. An American Prayer").
К двадцатилетию выхода первой пластинки группы был выпущен альбом с записью концерта «Дорз» в Голливуде. Интерес они вызвали огромный, популярность группы продолжает расти с каждым годом, все их пластинки по-прежнему в каталогах и издаются всё большими и большими тиражами. Об ансамбле выходят книги и фильмы. Теперь с творчеством «Дорз» имеют возможность познакомиться и наши слушатели.
Андрей Гаврилов

При составлении программы были использованы записи из коллекции А. Шалобасова (Москва), которому Студия выражает благодарность.