ЛЗГ, 3.11.86
Танец, известный под названием «рэг-тайм», появился в Северной Америке в 90-е годы прошлого столетия и сразу завоевал популярность, зенитом которой можно считать 1910 год. Интерес к рэг-тайму в разных странах неоднократно возобновлялся и позже.
Увлечение рэг-таймом в начале века, получившее в США название «рэг-таймовои лихорадки», тесно связано с его происхождением. Он явился своеобразным сплавом жанров военного марша, популярных в то время кадрили или польки. Встречаются а рэг-тайме черты народных песен, а также салонной музыки. Это дает основание заключить, что рзг-тайм не является сугубо американской стилистической новацией. Синтезирующим элементом различных жанров стал характерный для рэг-тайма синкопированный ритм (само название танца означает «прерывистый ритм»), истоки которого можно проследить в африканской, карибской и афро-америчанской музыке.
Стиль рэг-тайма получил практическое развитие благодаря многочисленным пианистам негритянского происхождения, жившим на Среднем Западе США. Наиболее талантливым среди негритянских музыкантов, создавших «классический» рэг-тайм, был, несомненно, Скотт Джоплин. Он родился а 1868 году в Тексаркане, маленьком городке штата Техас. Фортепиано было в те времена модным инструментом во многих американских семьях, и поскольку у мальчика довольно скоро обнаружились способности, его отец, железнодорожный рабочей, напряг все силы, чтобы купить старый рояль. Первым учителем мальчика был немец, познакомивший юного Скотта с творчеством крупнейших композиторов-европейцев, начиная с Баха. Одновременно Джоплин усваивал и теоретические знания, и негритянский музыкальный фольклор, а основы его пианистического репертуара составляла в то время европейская классическая музыка. В четырнадцать с небольшим лет Джоплин становится кочующим музыкантом — явление в высшей степени характерное для США конца прошлого века. Обосновавшись в Сент-Луисе, он приобретает репутацию известнейшего в своем стиле пианиста, много концертирует (причем играет не только на фортепиано, но и на многих других инструментах), продолжает изучать теорию музыки в колледже, организует вокальную грунту и в 1396 году пишет свои первые рэг-таймы Пытаясь найти издателя, Джоплин сталкивается с обычными для негритянского музыканта с США трудностями. Лишь в 1899 году был напечатан один из его первых рзг-таймов, на титульном листе которого значилось: «Из собрания С. Джоплина — обработал Чез. Н. Дэниелс». Дэниелс был белым музыкантом, известным пианистом, чье имя повышало шансы на коммерческий успех издания.
Подлинный успех пришел к Джоплину, когда он познакомился с издателем Джоном Старком. Старк был не лишен музыкального вкуса и обладал безошибочным чутьем на все подлинно новое. Первый же опубликованный им «Рэг-тайм» Джоплина стал самым популярным танцем, а его автора публика отныне именовала не иначе как «король рэг-тайма».
Всего Джоплин опубликовал 33 рэг-тайма. Это квинтэссенция стиля. Число же реально существовавших, но так и не попавших в печать пьес было, очевидно, настолько велико, что позволило композитору уже в ! 902 году написать рэг-балет, а в I903 и 1910 годах две оперы в том же стиле. Однако эти сочинения не получили и малой доли успеха, выпавшего собственно рэг-таймам. В жизни композитора наступил неизбежный кризис. Его жизнь клонилась к закату, как и популярность самого рзг-тайма. Джоплина не стало в 1917 году, но стиль, развитию которого он посвятил всего себя, продолжил свою жизнь как неотъемлемая часть классической музыкальной культуры.
Творчество Скотта Джоплина никогда не принадлежало только коммерции; для этого он был слишком талантлив. «Король рэг-таймов» много преподавал. Ему принадлежит руководство по их исполнению, где он защищает по существу классическое происхождение своего детища, полемизируя с теми исполнителями рэг-таймов, которые слишком вольно обращались с «тремя китами» этих вроде бы бесхитростных и незатейливых пьес — ритмом, мелодией и темпом. Среди примечаний Джоплина к рэг-таймам неоднократно повторяется одно: «Играй эту пьесу не слишком скоро. Исполнение рэг-тайма в быстром темпе никогда не будет правильным», Для автора очень важна и классическая строгость формы. Чаще всего это рондо — форма чисто европейского происхождения, которую Джоплин очень хорошо знал с детства.
Что касается стиля исполнения, то лучшим и наиболее точным из имеющихся в наше время свидетельств являются записи самого Джоплина, выполненные на «Плейер роллс» — разновидности распространенного в начале века механического звукофиксирующего инструмента — пианолы. В поздних авторских записях можно заметить склонность Джоплина к импровизационности при повторах музыкального материала. Само варьирование как принцип развития скорее даже архаично, а не просто классично. Особого развития спонтанное импровизированное варьирование достигает в старинной музыке эпохи барокко. Однако у Джоплина импровизационные видоизменения в структуре изложения, мелодии, фактуре свидетельствуют об интуитивном предчувствии зарождавшейся джазовой манеры игры. Такая «перспективная», с точки зрения развития стиля, манера исполнения сочетается в записях Джоплина со строгим отношением к форме, которую он никогда не изменял, сохраняя ее стройные классические очертания. Стиль игры автора очень точно соответствует стилю самого рэг-тайма как исторического музыкального жанра, находящегося где-то между «легкой», развлекательной и джазовой музыкой. Эту характерную двойственность рэг-тайма стараются сохранить и исполнители представленной на пластинке сюиты.
На второй стороне диска записаны пьесы, появившиеся под влиянием исполнительского стиля крупных джазовых музыкантов: Антонио Карлоса Джобима (1-я пьеса), Эррола Гарнера (2-я пьеса), Оскара Питерсона (3-я пьеса), Жоао Жильберто (4-я пьеса). Своеобразие и яркость их творческой манеры в определенной степени связаны с влиянием рэг-тайма. В первую очередь это касается ритма, в основе своей восходящего к традициям латиноамериканской и афро-американской народной музыки. В цикле «Силуэты» средствами скрипки и фортепиано (в 1 -й и 4-й пьесах к ним добавлены бонги) воссоздается не столько тот или иной исполнительский стиль, сколько образ представляющего этот стиль известного джазового музыканта. Каждый из них является яркой джазовой индивидуальностью, и различия в их исполнительской манере очевидны. Однако вряд ли бы мы знали их такими, какие они есть, без их талантливейшего и убежденнейшего предшественника — Скотта Джоплина с его популярными рэг-таймами.
Ю. Смирнов
Татьяна Гринденко — известная советская скрипачка, лауреат международных конкурсов. Старинная музыка добаховской эпохи и новейшие сочинения, связанные с понятием «поставангард», образуют два полюса, между которыми развивается ее чрезвычайно своеобразная исполнительская манера. Журнал «Советская музыка» неоднократно отмечал обостренность творческой интуиции скрипачки, ее склонность к художественному эксперименту. В течение пяти лет Т. Гринденко являлась солисткой рок-группы «Бумеранг». Данная запись отражает живой интерес исполнительницы к технике и манере традиционного джаза.
Юрий Смирнов — солист Московской государственной филармонии. В последнее время занимается также композицией. Появление сюит «Рэг-таймы» и «Силуэты», представленных на пластинке, связано с интересом исполнителя к «бидермейеру»— стилистическому направлению европейского искусства первой половины XIX века, влияние которого ощущается в музыкальной культуре Северной Америки в начале нашего столетия. Журнал «Советская музыка», характеризуя игру артиста, назвал его «новой исполнительской личностью».
The dance known as ragtime appeared in the United States in the 90s of last century and quickly won popularity which reached its zenith in 1910.
Ragtime developed due to numerous Negro pianists of the Midwestern United States. The most talented of the musicians who created "classical ragtime" was Scott Joplin. In all Joplin published 33 ragtimes — the quintessence of style. The number of actually existing but never published pieces was so great that it enabled the composer to write a ragballet, and in 1903 and 1910 — two operas in the same style.
On the second side of the disc there are pieces created under the influence of performing style of such major jazz musicians as Antonio Carlos Jobim (1st piece), Errol Garner (2d piece), Oscar Peterson (3d piece), Joao Gil-berto (4th piece). Their distinctive, vivid character is to a certain extent influenced by ragtime.
Tatiana Grindenkc is a known Soviet violinist, winner of international competitions. Her performing manner is developing in two major directions: old music of pre-Bach time and modern, even postavantgarde compositions. In the "Sovietskaya Muzyka" magazine there was much written about the violinist's sharp intuition and her inclination towards experimenting. T. Gri-ndenko has been a soloist of "Boomerang" rock group for five years. This recordings features the performer's interest towards jazz technique and style.
Yuri Smirnov is a soloist of the Moscow Philharmonia. He is also composing. According to the "Sovietskaya Muzyka" magazine the musician is a new performing personality.