АЗГ, вкладыш, отличается от вышеприведённого выходными данными
Его имя стало известным после I Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В том далеком декабре 1939 года на подмостки Колонного зала выходили Клавдия Шульженко, Мария Миронова, Кэто Джапаридзе, Аркадий Погодин, Натан Эфрос, Петр Ярослзвцев и многие другие.. — те, кто решил попытать счастья в творческом соревновании за право называться лауреатом. «Судило» их авторитетное жюри, в состав которого вошли признанные мастера искусства и литературы во главе с композитором И. О. Дунаевским.
«Я был заместителем председателя жюри, и то ли по рангу, то ли скорее по старой дружбе мы с Дунаевским во время прослушивания конкурсантов всегда сидели рядом, — вспоминает Л. О. Утесов, —• Мнения наши совпадали далеко не во всем. Помню, как-то после выступления певицы, которую мы никогда прежде не слышали, Дунаевский наклонился ко мне и с нескрываемым восторгом спросил:
— Ну как?
— На три года.
— Что на три года? — не понял он.
— На три года зрительского внимания, — ответил я и пояснил: — Манера есть, искусства нет!..
Может быть, продолжает Утесов, я был чересчур суров в своих оценках, и вообще, прогнозы — вещь рискованная, сценический опыт давал мне на них какое-то право. Дунаевский же после этого разговора неизменно наклонялся ко мне только с одним вопросом: «На сколько?» Отвечал я по-разному, но однажды, когда на эстраду вышел никому не известный артист, исполнил свои немудреные номера, и председатель жюри снова задал свой ставший сакраментальным вопрос, я сказал:
— На всю жизнь. Он будет так же интересен и через год, и через двадцать и тридцать лет.
Это был Аркадий Райкин...»
Пророчество Утесова сбылось. Бот уже почти четыре десятка лет имя Райкина приковывает к себе восторженное внимание зрителей, а неизменные аншлаги на спектаклях руководимого им Ленинградского театра миниатюр стали так же традиционны, как само райкинское участие в них. С годами его искусство окрепло и, ничего не утратив из того, что было найдено актером на заре его творчества, стало глубже, богаче, филиграннее, обрело зрелость.
В спектаклях Ленинградского театра миниатюр Аркадий Райкин сыграл добрую сотню ролей. Зрителям хорошо знакомы его персонажи из монологов, скетчей, водевилей, сценок или крохотных эпизодов так называемого МХЭТа (Маленького художественного эстрадного театра), традиционного для почти каждого представления. На смену одним спектаклям приходят другие, а заклейменные сатирой Райкина ханжи, перестраховщики, бюрократы, лихоимцы надолго остаются в памяти, помогая людям решительно бороться с тем, что мешает нашему движению вперед.
Вместе со своими партнерами по сцене, в разные годы работавшими или продолжающими работать в Ленинградском театре миниатюр, — В. Горшениной, О. Малоземовой, Р. Ромой, Т. Кушелевской, Г. Новиковым, М. Максимовым, В. Ляховицким, Р. Карцевым, В. Ильченко и другими — народный артист Советского Союза Аркадий Райкин и сегодня в первых рядах тех, кто, говоря словами поэта, «вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден».
Г. С.
«Говорят, что он — вернее, он сам говорит, — учился у того или другого или вместе взятых артистов. Вероятно, это так! Но, что несомненно, он ни с кем не сравнимый, редкой индивидуальности актер.
Аркадий Райкин! И уже спешат видеть, слышать, и восторгаться, и аплодировать. Мне думается, что успех у зрителя, у народа заключается не только в том, что он великолепный и неповторимый, а еще и потому '— и это, вероятно, главное в искусстве Райкина, — что, изображая ничтожных людей, высмеивая наглых, тупых хапуг, чиновных бюрократов-дураков и разного рода человеческий хлам, он, Райкин, тем самым мужественно защищает настоящих людей, настоящие чувства, защищает нашу жизнь от всякого рода человеческого мусора»,
Михаил Яншин, народный артист СССР
«Способность Райкина к трансформации стоит на грани трюка. Но в том-то и обаяние его творчества, что элемент трюка занимает здесь чисто служебное место. И ждешь не столько его мгновенных превращений, сколько появления новых и новых характеров, типов.
На каждом своем спектакле Райкину удается создать такие отношения между зрительным залом и сценой, как если бы зритель присутствовал не при повторении кропотливо отработанного, тщательно отделанного спектакля, а при самом его рождении, где вдохновение артиста выступает со всей первоначальной силой и щедростью. Пожалуй, это ведь и есть главнейшее свойство настоящего искусства».
Тамара Макарова, народная артистка СССР
«Жанр эстрадного фельетона, маленькой штриховой зарисовки, который избрал артист для своего искусства, когда-то был назван Всеволодом Вишневским «искусством коротких ударов». Такие короткие удары наносит Рзйкин всем вредным явлениям, но делает это весело, непринужденно, подчас с лирически мягкой и доброй улыбкой человека, который любит людей и не только указывает на их недостатки, но и прямо называет тот положительный идеал, который стоит за его умной, веселой сатирой.
Главный положительный образ Аркадия Райкина — это он сам, вернее его отношение к изображаемому и играемому».
Михаил Ульянов, народный артист СССР
«Райкин поражает зрителей неслыханным обилием подробностей во внешнем и даже внутреннем облике своих героев. Его ухо предельно чутко к новым речениям, возникающим в жизни. Интонации и повадки, жесты и обороты речи, взгляды и усмешки, рыдания и кашель, бесчисленные ритмические рисунки в поведении персонажей — все это сыплется на зрителей, как из рога изобилия. И этот рог «действует» уже свыше сорока лет.
В работах Аркадия Райкина поражает полное подчинение техники и всяческих игровых, ритмических и вообще всяческих творческих возможностей содержанию. Никому и ни в чем артист не демонстрирует своего виртуозного мастерства. Ему прежде всего интересно рассказать зрителям еще об одном реальном явлении жизни. Вот потому-то так насыщенны спектакли с его участием».
Виктор Ардов, писатель
«Эстрадных актеров обычно делят по жанрам. Для этого даже придуманы тупые бухгалтерские слова: «разговорник», «вокал», «оригинальный жанр». Конечно, в расчетных ведомостях такие данные, вероятно, необходимы, но настоящий артист эстрады не может уложиться в узкие рамки «жанра». Он неповторим в своей индивидуальности, несет свою тему, ему одному присущую...
Неповторим и Райкин. Вот почему он так уверенно стал в первые ряды мастеров эстрады, и никому от этого не стало тесно. Он занял свое собственное место и получил свою любовь, ни у кого ее не отнимая.
В чем его сила? В разнообразии и многогранности приемов? Конечно, и в этом, но еще больше в том, что при всем разнообразии он всегда остается Райкиным. Умным, наблюдательным и удивительно мягким, какой бы острый и эксцентричный образ он ни создавал. Он рисует злую карикатуру, но его штрих так графичен и тонок, что рисунок никогда не кажется навязчивым».
Сергей Образцов, народный артист СССР
Каждый раз поражаешься легкости, с которой Райкин существует на сцене. И умению так трудиться, чтобы достичь этой легкости. Лучшие работы артиста поэтому столь долговечны, что их появлению на свет предшествует мучительный, кропотливый отбор жизненных наблюдений, выразительных средств, красок. И в результате — поражающий итог, гармония, столь необходимая для подлинного искусства любого жанра.
Свой жанр Аркадий Райкин поднял на небывалую высоту. Поэтому на его спектаклях происходит объединение людей совсем разных, совсем непохожих. Поэтому люди на спектаклях Райкина испытывают радость узнавания, радость поэтического преображения разных сторон жизни. Думаю, что сейчас искусству Аркадия Райкина покорится даже тот самый Скептик, который уже столько лет говорит: «Не смешно», отсмеявшись весь спектакль, думаю, что и он вместе с нами от души порадуется общенародному признанию замечательного артиста. Во всяком случае, мне хочется в это верить. Большое искусство должно покорять всех.
Георгий Товстоногов, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии