ЛЗГ, 1.02.90
Композитор, берущийся за работу над музыкальным фильмом, должен обладать изрядной смелостью — этот популярный и всеми любимый жанр требует от автора яркого мелодического дара, демократизма музыкального языка, умения услышать и оценить интонацию и ритм сегодняшнего дня и, конечно, профессионализма... Одним словом, сделать музыкальный фильм трудно. И, слава Богу, наверное, что некоторые композиторы обходят этот жанр стороной, ибо тем, кто без любви берется за эту работу, этот жанр жестоко мстит. И, конечно, нам бы пришлось обойтись вообще без музыкальных фильмов, если бы, время от времени, не находились влюбленные в свою работу музыканты. Среди них и ленинградский композитор В. Лебедев.
«Я влюблен в мюзикл со студенческой скамьи, и эта любовь оставалась со мной все эти годы»,— как-то признался композитор. Его кумирами тех лет были М. Легран и Л. Бернстайн. Это видно по особой лирической направленности музыки В. Лебедева, по романтической приподнятости его мелодий. Не удивительно поэтому, что первой значительной работой композитора стала детская опера-мюзикл «Волшебник Изумрудного города», поставленная в нескольких театрах мира.
С тех пор композитором написана музыка ко многим музыкальным спектаклям, более чем к 55-ти фильмам, среди которых — «Будьте моим мужем», «Ищите женщину», «Искренне ваш...» и многие, многие другие. Но и по сей день хранит композитор верность своему любимому жанру. Пример тому — пластинка с записью музыки к фильму «Гардемарины, вперед!». Это не первая попытка создания фильма-мюзикла на историческую тему в нашем кинематографе: достаточно вспомнить «Трех мушкетеров» с музыкой М. Дунаевского или «Небесных ласточек» с музыкой В. Лебедева. В новом фильме композитора вдохновили романтика приключений, история России и, конечно, любовь. Очень удачным оказалось сотрудничество композитора с поэтом Ю. Ряшенцевым, чья поэзия как нельзя лучше подходит к жанру мюзикла. Ю. Ря-шенцев не просто поэт, он поэт-драматург, тонко чувствующий поэтическую природу музыки. В его поэзии прекрасно уживаются высокий пафос и ирония, горячий патриотизм и остроумное хлесткое словцо. Такое сочетание в общем-то очень характерно для мюзикла, который, даже будучи написан на исторический сюжет, сохраняет крепкие цельные связи с настоящим, с современностью.
И композитора и поэта в работе над этим фильмом объединило своеобразное духовное родство, молодость души, готовность откликнуться на запросы сегодняшнего слушателя. Поэтому так современно звучат в этом фильме песни «Не вешать нос, гардемарины», «Песня о любви», «Ланфрен Ланфра»... Доказательством тому служат многочисленные письма зрителей после показа фильма по ЦТ, авторы которых с большой теплотой отзываются о полюбившихся им песнях.
Не будем перечислять все совместные работы В. Лебедева и Ю. Ряшенцева. Последним их совместным детищем до фильма был мюзикл «О, милый друг!», поставленный в Свердловском театре оперетты в соавторстве с М. Розовским. Их творческий потенциал еще до конца не исчерпан, и впереди у них будут наверняка новые интересные работы.
Василий Быков