Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
СИМФОНИЯ № 1 ми минор, соч. 1
1. Largo assai. Allegro
2. На тему песни «Татарский полон» Andante tranquillo
3. Scherzo. Vivace
4. Allegro assai
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио. Дирижер Б. Хайкин
Стерео-вариант
С-1225-6
В 1861 году Н. Римский-Корсаков—воспитанник Морского корпуса—впервые встретился с М. А. Балакиревым, который тут же энергично принялся за музыкальное воспитание полюбившегося ему молодого моряка. Учитель, бывший старше своего ученика всего на 8 лет, настаивал, чтобы тот сразу же начал писать симфонию es moll (эскизы для которой у Римского-Корсакова уже имелись). В 1862 году были сочинены три части симфонии, а осенью того же года гардемарин клипера «Алмаз» отправился в большое заграничное плаванье. «...Во время стоянки в Англии мне удалось написать Andante, и я послал партитуру по почте Балакиреву. Писал я его без помощи фортепиано... Балакирев писал мне, по получении Andante, что весь кружок его остался доволен этим сочинением, признав его за лучшую часть симфонии...»,—рассказывал Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни». Недостающее трио в скерцо было досочинено уже по возвращении на родину. Исполнение симфонии состоялось 19 декабря 1865 года в концерте Бесплатной Музыкальной школы под управлением Балакирева. 25-летний автор потом писал: «...Меня вызывали, и я своим офицерским видом немало удивил публику...».
Уже через пять дней в «С.-Петербургских ведомостях» появилась статья Ц. А. Кюи.
«...Сегодня мне выпала действительно завидная доля писать о молодом, начинающем русском композиторе, явившемся перед публикой впервые со своим крайне талантливым произведением, с первою русской симфоние й»,—писал Кюи. Действительно, несмотря на то, что симфония была первым произведением молодого композитора, в ней уже проявились не только талант, но и профессиональное уменье автора. Фактически, после симфонии Глинки (изданной лишь в 1948 году!) и симфоний Рубинштейна, симфония Римского-Корсакова была одной из первых русских симфоний!
Через год симфония была исполнена вторично К. Н. Лядовым.
Много позднее, будучи уже зрелым мастером, Римский-Корсаков возвратился к ней (как и ко многим другим своим ранним произведениям), значительно ее переделал и переоркестровал, изменив тональность на ми минор. Теперь мы знаем сочинение именно в этой второй редакции 1884 года.
Симфония посвящена Ф. Канилле — одному из первых учителей композитора по фортепиано, познакомившего его со многими музыкальными произведениями Глинки и западных композиторов.
Симфония написана в традиционной классической форме и состоит из четырех частей. Общий характер ее — лирический. Первой части предшествует медленное вступление—Largo assai—с выдержанными аккордами, медленным развертыванием мелодии, приглушенными, словно издалека доносящимися звуками валторн, невольно вызывающими ассоциации с «лесной романтикой».
Тема главной партии Allegro отличается решительным, волевым характером, она очень лаконична и выразительна. Побочная тема, спокойная, песенная, звучит сначала у кларнета, а затем у скрипок, в сопровождении флейт и кларнетов. Развитие и сопоставление двух основных тем-образов составляет содержание разработки. В последнем разделе — репризе — отсутствуют связующая и заключительная партии.
Быстрая кода утверждает светлую мажорную тональность.
Вторая часть—Andante tranquillo, С dur— вариации на тему старинной русской народной песни «Татарский полон». В музыке господствует настроение эпического спокойствия.
Чайковский, вспоминая в одной из своих статей о первом исполнении симфонии Римского-Корсакова, отмечал «сильный талант» ее автора, проявившийся в медленной части и в скерцо. Чайковский писал: «В особенности Адажио (на самом деле Анданте—Ред.), построенное на народной песне — про татарский полон... прелестью инструментовки, впрочем не изысканной, не бьющей на эффект, новизною формы и более всего свежестью чисто русских поворотов гармонии изумило всех и сразу явило в г. Римском-Корсакове замечательный симфонический талант».
Третья часть—динамичное скерцо, е moll. Его основа — стремительная, напористая тема.
Четвертая часть—финал, Е dur. Энергичная, волевая музыка воскрешает в памяти картины героического прошлого русского народа. К концу Финала движение ускоряется, слышны трубные фанфары, которые приводят к торжествующему, радостному заключению симфонии.
Т. Маталаева