Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Исполнительство на духовых инструментах получило особенно заметное развитие в последние десятилетия. Использование их не только как инструментов оркестровых, но и как солирующих, в самых различных ансамблях, обращение к малоизвестным, забытым камерным сочинениям с участием духовых и одновременно появление все новых и новых произведений, в их числе концертов для духовых с оркестром, — явные приметы именно нашего времени. В этот же период выдвинулась целая плеяда замечательных музыкантов-духовиков, в большой мере стимулирующих развитие исполнительства на своих инструментах, пополнение и обновление репертуара. К таким музыкантам принадлежат валторнист В. Буяновский, флейтист А. Корнеев, кларнетист и саксофонист Л. Михайлов. К ним относится и фаготист Валерий Попов.
В. Попов (р. 1937) — воспитанник Московской консерватории по классу профессора Р. П. Терехи-на; окончил консерваторию в 1966 году (уже будучи артистом Государственного симфонического оркестра СССР), в 1969 году — аспирантуру (у того же руководителя). Был удостоен первых премий на Всесоюзном конкурсе в Ленинграде (1963) и на Международном конкурсе в Будапеште (1965). С 1971 года преподает в Московской консерватории (с 1981 года — доцент). Активно сотрудничает с нотными издательствами как составитель И редактор целого ряда сборников сольных и ансамблевых произведений для фагота.
В 1977 году Валерию Попову — первому фаготисту Государственного академического симфонического оркестра СССР — было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
Игру этого музыканта отличает удивительная красота звучания инструмента, редкая полнота тона. Особо хочется отметить строгость вкуса, исключительную серьезность исполнительских намерений, внимание к тщательной отделке всех деталей. Что касается технических возможностей, то они кажутся у артиста беспредельными! Играет ли Попов музыку классическую или современную, соло в оркестре или партию в ансамбле, камерную пьесу или концерт, — он всегда предстает как инструменталист высочайшего класса. Не случайно многие композиторы, сочиняя для фагота, мечтают доверить первое исполнение своих произведений именно В. Попову (ему посвящены, например, Сонатина Ю. Левитина, Концерт для фагота и низких струнных С. Губайдулиной).
На концертной эстраде и в записях В. Попов выступал с такими музыкантами, как Г. Рождественский и Дм. Китаенко, М. Тэриан и П. Коган, Н. Гутман и О. Каган, А. Наседкин и А. Любимов. Артист постоянно пополняет свой и без того огромный репертуар за счет все новых и новых сочинений классической и современной музыки. О широте творческих интересов этого мастера можно судить по его многочисленным записям, среди которых — концерты Вивальди, Моцарта, Буамортье, Жоливе, Губайдулиной, пьесы Дютийе, сонаты современных чешских композиторов (О. Маха, Л. Слука), музыка для фагота соло (3. Шестак) и т. д. Грампластинки В. Попова неоднократно издавались Всесоюзной фирмой «Мелодия», фирмами Японии, США, ФРГ, ГДР, Франции.
Интересная область исполнительского творчества В. Попова — привлечение к совместному музицированию своих учеников (как уже завершивших учебу, сложившихся музыкантов, так и нынешней студенческой молодежи). И здесь он верен себе — представляет публике сочинения почти или совершенно неизвестные. Музыка для двух, трех и четырех фаготов Куперена, Бербигье, Брунса, Дюбуа, Вейсенборна, Хабы прозвучала в концертах и по радио благодаря неустанным поискам В. Попова. Одно из таких произведений открывает программу этой пластинки — Концерт для квартета фаготов (три фагота и контрафагот) с оркестром Карла-Хайнца Кёпера (ФРГ). Концерт сочинен в 1968 году. Первая его часть, быстрая в основе, насыщенная энергией (в трехдольном движении), обрамляется медленными разделами: вступительный (Adagio — Andante) как бы «вводит» в Allegro, заключительный (Andante — Adagio), наоборот, «уводит» в первоначальное состояние (своего рода «темповая зеркальность»). Благодаря такой последовательности, достигается цельность, стройность всей части. Во второй части — к четырем солистам присоединяют свои голоса деревянные духовые из оркестра (особенно выразительна партия солирующей флейты). Третья часть, традиционно подвижный финал, — в характере, темпе марша (указание автора). Трехдольный размер, энергия движения сближают эту часть с первой, что в свою очередь способствует стройности, завершенности сочинения в целом.
В группе солистов достойными партнерами В. Попова выступают его ученики Вячеслав Сазыкин, Игорь Козловский, Эдуард Малаян (контрафагот).
Музыка современной Чехословакии представлена на пластинке Концертино для фагота с оркестром Олдржиха Флосмана (р. 1925). Флосман — автор балетов, оперетт, инструментальных сочинений — учился в пражской Академии музыкальных искусств, по композиции занимался у П. Боржковеца. В своем творчестве он нередко обращается к духовым инструментам; ему принадлежат концерты для кларнета, арфы и кларнета.
Концертино для фагота написано в 1956 году. Оно отличается ясностью, простотой языка, четкостью формы. Очень выигрышна партия солиста. В музыке крайних частей автор остроумно использует характерные особенности тембра фагота для передачи юмористических оттенков. Концертино было включено как обязательное произведение в программу одного из конкурсов фестиваля «Пражская весна».
Завершает программу Концерт для фагота с камерным оркестром Анри Томази (р. 1901) — французского композитора, сочинения которого уже исполнялись в СССР (тогда как имена предыдущих композиторов впервые представляются советским слушателям). А. Томази окончил Париж-i скую консерваторию, где занимался по композиции у П. Видаля. В 1930— 1935 годах возглавлял музыкальное вещание Парижского радио, в 1946 — 1950 годах был директором оперного театра в Монте-Карло. В 1952 году удостоен «Большой премии французской музыки». Среди многочисленных произведений Томази — несколько концертов для духовых: флейты, саксофона, валторны, фагота.
Концерт для фагота — сочинение, очень ярко выражающее характерные черты французской инструментальной музыки. Изящество, изысканность (в области ритма, гармонии, мелодии), богатая фантазия, изобретательность в красочном сочетании тембров солирующего и сопровождающих инструментов (состав оркестра — струнные и арфа), в использовании регистров фагота — все это делает Концерт весьма привлекательным и для исполни-' телей, и для слушателей. Особенно утонченной красотой, чисто импрессионистической изысканностью отличается вторая часть — «Серенада-ноктюрн».
По замыслу В. Попова, последовательность произведений в данной программе дает возможность выявить «по нарастающей» богатые виртуозные возможности фагота. А исполнение еще раз свидетельствует о высокой артистической культуре и блестящих творческих возможностях выдающегося мастера.
А. Бахчиев, заслуженный артист РСФСР