Ранней весной 1937 года на рекламных щитах Ленинграда появились скромные афиши. Они извещали о том, что в Зале камерной музыки состоятся вечера исполнительницы грузинских народных песен и старинных русских романсов Кэто Джапаридзе. Фамилия была ленинградцам незнакома. Однако, хорошо зная о высокой музыкальной культуре грузинских вокалистов, ленинградская публика с интересом отнеслась к новому имени. После первого же концерта по городу распространилась молва, что певица обладает низким мягким и красивым по тембру голосом, очень артистична, прекрасно держится на сцене и по-русски поет без всякого акцента.
О Кэто Джапаридзе заговорили, на ее вечера старались попасть очень многие. Столь быстрый успех у требовательной ленинградской публики свидетельствовал о зрелом профессионализме актрисы, большой творческой взыскательности. Тогда же, весной 1937 года, Ленинградская фабрика граммофонных пластинок Музтреста записала на диски четыре произведения из репертуара Кэто Джапаридзе. Пластинки тотчас приобрели огромную популярность.
1 июня в ленинградской «Красной газете» появилась рецензия на один из концертов Сада отдыха на Невском проспекте, в которой говорилось: «В особенности хочется отметить выступление К. Джапаридзе — она сочетает в своем исполнении большую эмоциональность с подлинной артистичностью и художественным тактом».
Ленинград, по признанию самой Кэто Константиновны, стал ее второй — творческой родиной.
Летом 1937 года с искусством певицы познакомились и москвичи — в программе театра сада «Эрмитаж». И здесь с первого же концерта артистка завоевала всеобщее признание и любовь. «Запетые» старинные романсы обретали в ее исполнении неожиданную свежесть и глубину, удивительную искренность и лиричность. Ярко и самобытно звучали современные песни.
В 1939 году последовало приглашение Джапаридзе на Первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады, где она заслуженно стала лауреатом.
В предвоенные годы Кэто Джапаридзе становится одним из ведущих мастеров советской эстрады. В этом творческом взлете артистки не было ничего неожиданного. Ее успеху на эстраде предшествовали годы терпеливого и настойчивого труда.
Вот вкратце штрихи ее биографии. Кэто (Кэтевана) Константиновна Джапаридзе (1901 — 1968) родилась в селении Квишхети, близ Тифлиса, в семье, в которой любили и понимали музыку. В гимназии, где она училась, уроки пения вел будущий знаменитый композитор Захарий Палиашвили. Приметив в ученице певческие способности, он посоветовал ей не оставлять занятий вокалом. По окончании гимназии девушка поступила в Тифлисскую консерваторию, занималась у видных педагогов. Немало полезного принесло ей дружеское общение с известной эстрадной певицей Тамарой Церетели. Становлению самобытного таланта Кэто помог ее постоянный впоследствии аккомпаниатор, одаренный композитор и концертмейстер Сергей Бабов, автор многих романсов и песен, вошедших в репертуар артистки.
На концертную эстраду Кэто Джапаридзе вышла впервые в 1935 году. Но еще два года она посвятила совершенствованию мастерства и только после этого, вполне уверенная в себе и своих силах, дебютировала в Ленинграде.
Во время Великой Отечественной войны Кэто Константиновна жила в Хабаровске, много гастролировала, выступала с шефскими концертами в воинских частях, госпиталях. Неизменным успехом пользовались напетые ею грампластинки — их выпуск продолжался и в годы войны. В 1944 году грузинские кинематографисты сняли художественный фильм «Щит Джургая», где Джапаридзе исполнила песни «На переправе» и «Прощай, любимый город».
В послевоенные годы актриса вернулась на родину, стала солисткой Грузинской филармонии. Помимо постоянных выступлений на эстраде, участвовала в создании Государственного эстрадного оркестра Грузии. В 1956 году ей было присвоено звание заслуженной артистки Грузинской ССР.
В 1959 году общественность Тбилиси отметила 25-летие творческой деятельности любимой певицы. В Доме работников искусств состоялся ее сольный концерт. Переполненный зал горячо приветствовал Кэто Константиновну. «Чувствую, что этот вечер — моя лебединая песня», — с грустной улыбкой заметила она.
Дискография К. Джапаридзе не очень обширна, однако в ней представлено почти все лучшее из репертуара артистки. В 1937 — 1946 годах в Ленинграде и Москве на граммофонные пластинки было записано около 40 романсов и песен. Большая их часть представлена на двух долгоиграющих дисках, выпущенных Всесоюзной фирмой «Мелодия» в 1974 и 1978 годах.
Предлагаемая пластинка существенно дополняет предыдущие, раскрывая новые грани таланта актрисы. На первой стороне представлены фрагменты юбилейного концерта 28 января 1959 года, который открыл народный артист Грузинской ССР П. Кобахидзе. Номера объявляет сама Кэто Константиновна, партию фортепиано исполняет заслуженная артистка Грузинской ССР Е. Агабекова-Годзиашвили.
На второй стороне пластинки — записи, сделанные в Ленинграде в 1937—1951 годах Экспериментальной фабрикой грампластинок и фабрикой артели «Пластмасс». Особенно интересны последние — редкие образцы выступлений певицы с инструментальным ансамблем.
Б. Метлицкий