В. А. МОЦАРТ. Концерт № 20 для фортепиано с оркестром ре минор, К. 466
Сторона 1
1. Allegro
Сторона 2
2. Romanza
3. Rondo
Каденция Л. Бетховена
Мария ЮДИНА, фортепиано
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижер – Сергей Горчаков
Архивная запись 1948 г.
Мария Вениаминовна Юдина (1899—1970) родилась в городе Невеле. В 1925 году окончила Ленинградскую консерваторию, где занималась по классам фортепиано (у профессоров А. Есиповой и Л. Николаева), композиции, дирижирования и органа. Одновременно слушала лекции на историко-филологическом факультете Ленинградского университета.
По окончании консерватории М. В. Юдина ведет педагогическую работу в консерваториях Ленинграда и Москвы, а также в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.
Исполнительская деятельность пианистки, начавшаяся в 1919 году, получила широкое признание. Самобытной, страстной натуре Марии Вениаминовны было необычайно свойственно просветительское начало, глубокое и тонкое понимание не только музыки, но и литературы, философии, театра. Репертуар М. В. Юдиной огромен: от Баха, Моцарта, Бетховена до Бартока, Стравинского, Хиндемита, до новейших сочинений советских и зарубежных композиторов.
«Фанатичное служение музыке, безграничная вера в нравственные, этические идеалы в искусстве, непримиримость к обыденному, мелочному в искусстве и жизни связывали ее глубочайшими духовными узами с великими традициями русской культуры, — пишет ученик Марии Вениаминовны, лауреат международного конкурса Виктор Деревянко. — Самобытное, подчас субъективное творчество Юдиной было, по существу, глубоко демократичным, ибо Мария Вениаминовна считала, что каждого пришедшего на ее концерт можно и нужно обратить в свою музыкальную веру, можно и должно приобщить к настоящему большому искусству. И эта магическая сила убеждения действовала неотразимо. При всей ошеломляющей «непозволительности» музыкальных решений, при гипертрофированности некоторых деталей или «неположенных» отклонениях от метра исполнение Юдиной подчинялось неумолимой логике развития «во времени и пространстве», огромному масштабу мысли, интуитивно обостренному чувству музыкальной интонации. И потому исполнение фуг и токкат Баха, сонат и концертов Бетховена, «Крейслерианы» и Фантазии Шумана, произведений Шуберта и Брамса и многого другого из необъятного репертуара пианистки становилось на один уровень с этими гениальными произведениями и их авторами...»
* * *
Фортепианные концерты Моцарта, наряду с концертами Бетховена, принадлежат к великим произведениям музыкальной классики.
В 1781 году композитор переехал в Вену. Желая привлечь к своему творчеству внимание широкой публики, особенно в первые годы, он часто устраивал так называемые «академии», т. е. концерты из собственных произведений. На них он выступал не только в качестве композитора, но и как дирижер и пианист.
Для этих выступлений Моцарт и создавал свои фортепианные концерты (лишь четыре из них написаны по заказу для других исполнителей). За четыре года (1782—1786) Моцарт написал 15 концертов. «Концерты дают нечто среднее между слишком трудным и слишком легким; они блестящи, приятны для слуха, но, разумеется, не впадают в пустоту; то тут, то там знаток получит настоящее удовлетворение, но и не знатоки останутся довольны, сами не ведая почему...» — писал Моцарт отцу 28 декабря 1782 года.
Моцартовский концерт — подлинное детище импровизационного искусства XVIII столетия. Композитор Диттерсдорф, современник Моцарта, шутливо жаловался: «Он не дает вздохнуть слушателю: только хочешь прочувствовать красивую музыкальную мысль, как уже появляется новая, вытесняющая первую, и так все время в том же роде...»
Драматическое содержание Концерта ре минор резко выделяет его среди аналогичных произведений XVIII века. Написанный в 1785 году, вскоре после не менее известной, также ре минорной Фантазии для фортепиано, он раскрывает творчество Моцарта с непривычной, хотя и весьма присущей ему стороны: романтизмом «бури и натиска» рождены тревожные синкопы первой части, сумрачное движение финала, драматические порывы среднего эпизода второй части. Глубокое единство замысла, небывалый для концерта размах фантазии снискали ему славу одного из лучших творений Моцарта.
Пластинка из серии «Выдающиеся пианисты»