АЗГ, зак. 309
Предыдущие выпуски данной серии:
СТЕРЕО С60 26467 007. Группа «Дорз». Зажги во мне огонь
СТЕРЕО С60 26825 009. Стиви Уандер. Солнце моей жизни
СТЕРЕО С60 27093 009. Труппа «Криденс». Бродячий оркестр
МОНО М60 48371 000. Группа «Роллинг Стоунз». Игра с огнем
СТЕРЕО С60 27411 006. Группа «Роллинг Стоунз». Леди Джейн
СТЕРЕО С60 27501 005 .Группа «Лед Зеппелин». Лестница на небеса
СТЕРЕО С60 26123 006. Элтон Джон. Городской бродяга
СТЕРЕО С60 26033 007. Группа «Дип Пёрпл». Дым над водой
Есть музыканты, популярность которых не проходит с годами, которые оказали огромное влияние на развитие мировой рок-музыки, которых пресса давно уже окрестила "суперзвездами". Среди них одно из первых мест занимает английский певец, пианист, композитор Элтон Джон.
Элтон Джон (настоящее имя — Реджинальд Кеннет Дуайт) родился в марте 1947 года. Еще в детстве он начал учиться играть на фортепиано, а чуть позже — на органе. Музыка стала для него настоящим наваждением, все свободное время он посвящал занятиям, репетициям, пытаясь не только повысить свое мастерство, но и овладеть приемами игры исполнителем блюзов и рок-н-роллов. (Позже, после его первых концертов, критика будет сравнивать его с одвним из «королей» рок-н-ролла Джерри Ли Льюисом). Изучение музыки он продолжил в Королевской музыкальной академии, одновременно выступая с мелкими рок-группами на школьных и студенческих вечерах. Вскоре он стал постоянным участником ансамбля «Блюзолоджи», полупрофессионального коллектива, служившего аккомпанирующим составом приезжим музыкантам. В 16 пет у Реджинальда Дуайта было сразу три работы: утром он работал курьером в музыкальном издательстве, днем играл на рояле в баре одного из ресторанов, вечером выступал и репетировал с «Блюзолоджи». Впрочем, работа я баре продолжалась недолго — как только Дуайт накопил денег на электропиано и усилитель (администрация ресторана платила ему 1 фунт в день), музыкант ушел оттуда, посвятив все свое свободное время ансамблю.
Работать приходилось много — позже Элтон Джон вспоминал, что однажды импресарио заставил их выступать в четырех клубах за один вечер! Как-то раз выступление «Блюзолоджи» услышал певец Лонг Джон Болдри и предложил группе стать его постоянным аккомпанирующим составом. Если на синглах «Блюзолоджи» Per Дуайт еще изредка пел (на концертах ему петь не давали — слишком уж неподходящая внешность была у этого толстоватого коротышки в очках), то у Болдри он был только пианистом — о пении не было и речи.
Вскоре Лонг Джон Болдри полностью перешел на выступление в ресторанах и кабаре, «Блюзолоджи» распалась, и Per Дуайт остался без работы. На глаза ему попалось объявление в газете о том, что один из филиалов фирмы грамзаписи «Либерти» объявляет «конкурс талантов», и он решил попробовать свои силы. Единственное, о чем он не подумал, — с чем он придет на конкурс Так как последние годы он не пел, то предложить жюри он мог лишь оставшиеся в памяти более чем сомнительные песенки «ресторанного периода». Попытка закончилась полным провалом, но кому-то в студии понравилась манера Элтона Джона (он уже взял себе этот псевдоним) играть на рояле. Чтобы как-то скрасить ему горечь провала, этот представитель фирмы дал музыканту стопку стихотворений начинающегоося поэта Берни Топина, также принимавшего участие в конкурсе талантов и также признанного никуда не годным. "Посмотрите", — сказали Элтону, — может, сделаете из этого пару песен».
"Из этого" Э. Джон сделал двадцать песен, и вместе с Б.Топином они принесли их в «Либерти». Но в компании уже пропал интерес к «новым талантам», и молодые авторы подрядились писать песни для популярных эстрадных артистов, тина Силлы Блэк и Энгельберта Хампердинка. Два года продолжалось это ремесленничество, пока в 1969 году Элтон Джон не выпустил свой первый сингл — «Леди Саманта», разумеется, на стихи Берни Топина. Пластинка не попала в хит-парады, но достаточно часто звучала во радио, чтобы с Элтоном Джоном заключили контракт на выпуск долгоиграющего гиганта.
«Пустое небо» — так назывался первый альбом музыканта, вышедший в 1969 году, альбом любопытный, но не более того. К этому времени у Э. Джона и Б.Топина уже было написано песен на три пластинки. Некоторые вошли во второй диск, который назывался «Элтон Джон» (1970 год), часть остальных составил» следующую пластинку — «Станция Перекати-поле».
С 1970 года, собственно, и начинается настоящая карьера певца. С пластинки «Элтон Джои» был выпущен сингл «Пограничная песня», вызвавшая интерес скорее у коллег-музыкантов, чем у публики. С тех пор ее исполняли и записывали многие другие исполнители, в том числе знаменитая Арета Франклин. Настоящей удачей стала «Твоя песня» — сингл, занявший первые места хит-парадов многих стран мира.
«Станция Перекати-поле» намного страже и энергичнее предыдущего альбома. Песни пластинки связаны одном темой — мифы и легенды «дикого Запада», судьба индейцев, знаменитые разбойники, простые деревенские радости. (В настоящую пластинку вошли следующие песни с этого диска: «Деревенские радости», «Баллада о знаменитом разбойнике», «Сын твоего отца», «Аморина», «Куда теперь?» и «Разговор старых солдат»).
Не меньшим успехом, чем записи, пользовались и концертные выступления Элтона Джона (Берни Топин, никогда не принимавший участив в записи пластинок, иногда пел вместе со своим другом на концертах). Публику, помимо первоклассных песен, привлекала и необычная, экстравагантная манера певца. Странные, почти маскарадные костюмы; огромные, как у клоуна, ботинки: обязательные очки — то розовые, то зеленые, то вспыхивающие как лампочки, то высвечивающие имя «Элтон», — все это создавало вокруг его имени ореол веселой, карнавальной шумихи. Плюс — к восторгу фото- и телерепортеров — часто исполнительские фокусы: глисандо каблуком ботинка по клавишам, рояль, подвешенный чад сценой на канатах, и т. д.
Некоторые критики даже начали предсказывать скорым зажат новой «звезды», поскольку, мол, весь успех Элтона Джона основан лишь на чисто зрелищной стороне его выступлений, скоро новизна пройдет, он надоест публике, и этим все кончится.
Особенно много таких мрачных предсказаний было в 1971 году, когда, по общему мнению печати и специалистов по шоу-бизнесу, Элтона Джона было «слишком много». Концерты, выступления по телевидению, радио, пластинка с записью радиоконцерта "11-17-70" (т. е. 17 ноября 1970 года), диск с песнями из кинофильма «Друзья», написанными за несколько лет до этого (несмотря на то, что и критики, и сам певец были о пластинке очень низкого мнения, она стала первым золотым диском Э. Джона в США), наконец, очередной "номерной" альбом (т. е. не концертный, не сборник и с не киномузыкой) «Безумец на том берегу» (октябрь 1971 г.) — все это давало основания предположить, что публика может просто устать от такого обилия. Этого, однако, не произошло.
"Безумец на том берегу" вызвал много противоречивых суждений. Американский критик Роберт Кристтау даже назвал его «худшим альбомом» музыканта. Другие рецензенты встретили его восторженно называя, и, в общем, справедливо, «поворотным пунктом» в карьере Элтона Джона. Музыка, при всей ее легкости, запоминаемости, стала более сложной, аранжировки — более интересными, тексты песен — намного более приближенными к реальной жизни. Многие из них, например, заглавная песня «Злословие», «Мотель «Холидей Инн», посвящены теме, к которой Элтон Джон потом обращался неоднократно, — отношениям музыканта с прессой и слушателями. (Самая едкая и гневная песня про это «Фашистские морды» будет написана позже — ровно через 10 лет — и войдет в пластинку «Лиса»). Слушатели проголосовали за «Безумца» — диск сразу стал бестселлером, в 1972 году он уже был золотым.
За ним последовали не менее удачные альбомы «Городской замок», «Не стреляйте, я всего лишь пианист», «Прощай, дорога из желтого кирпича», «Фантастический капитан и коричнево-грязный ковбой» и другие. Были, конечно, и неудачи, и срывы, но, как написал Ирвин Стэмблер в своей «Энциклопедии поп-музыки, рока и соула», «в 1972 — 1973 годах Элтон Джон опроверг утверждения критиков (о неминуемом творческом закате — А. Г.), написав некоторые из лучших песен в истории поп-музыки».
В 1973 году Элтон Джон основал собственную фирму грамзаписи «Рокет Рекордз» и привлек к сотрудничеству с ней таких известных исполнителей, как Нил Седака и Кики Ди. С Кики Ди, кстати, Э. Джон я 1976 году записал сингл «Не разбивай мое сердце», ставший его первой пластинкой, которая поднялась на высшее место в хит-парадах Англии.
В 1975 году на экраны вышла экранизация знаменитой рок-оперы группы «Ху» «Томми», в которой Элтон Джон сыграл небольшую роль Волшебника Электрического Биллиарда. (В фильме режиссера Кена Рассела также снимались, помимо участников группы «Ху», Эрик Клэптон. Тина Тернер, Артур Браун и киноактеры Энн-Маргрет, Оливер Рид. Джек Николсон). Это подчеркнуло и укрепило статус Э. Джона как 'выдающегося рок-музыканта даже, пожалуй, несколько больше, чем решение отборочной комиссии музея мадам Тюссо поставить среди изображений монархов и других исторических знаменитостей восковую фигуру Элтона Джона — второго представителя «мира популярной музыки» после «Битлз».
После середины семидесятых годов Элтон Джон неожиданно прекращает на какое-то время музыкальную деятельность, и лишь в 1979 году снова начинает выступать с концертами. Тогда же он приезжает с гастролями в СССР — вдвоем с ударником Рэем Купером, с которым они играли вместе с 1971 года. (Р. Купер намного меньше знаком нашим меломанам, чем Э. Джон, но он — один из наиболее известных рок-ударников в мире; он работал, в частности, с Донованом, Гарри Нильссоном, Родом Стюартом, Риком Уэйкманом, Карли Саймон, Брайаном Ферри, Крисом Спеддингом, ансамблем «Роллинг стоунз»). Гастроли Элтона Джона в Москве и Ленинграде лрошли с огромным успехом, музыкант был тронут и поражен, по его собственным словам, горячим приемом, который ему был оказан советскими слушателями. Специально для наших любителей музыки он вставил в свои концерты отрывки из песни «Битлз» «Возвращение в СССР» и Первого концерта Чайковского, искусно вплетая их в свои известные композиции.
По итогам этих гастролей в Англии были выпущены пластинка с записью концерта в московской «России», а также документальный фильм.
В восьмидесятые годы Элтон Джон продолжает оставаться одной из наиболее уважаемых фигур в мире рок-музыки. Хотя он внимательно следит за всем происходящим в современной эстраде (его коллекция пластинок считается одной из крупнейших в мире), нельзя сказать, что его творческая манера претерпела какие-либо радикальные изменения. Он охотно включает в свой репертуар песни, написанные в различных стилях, но, как правило, они ни в коем случае не выбиваются из того основного направления, которому Элтон Джон следует с качала семидесятых годов. (Одно из немногих исключений — неудачный диск «Жертва любви», построенный на диско-ритмах).
Тот же самый Роберт Кристгау, которому так не понравился «Безумец на том берегу», в конце своей статьи об Элтоне Джоне в «Иллюстрированной истории рок-н-ролла», изданной журналом «Роллинг стоун», не может не признать: «Он звезда, потому что люди любят его музыку, и их очень привлекает его жизнерадостность... Он воплощает в себе подлинный дух рок-н-ролла, лишенного всех, разве что кроме самых невиданных, претензий; он так же воплощает дух семидесятых годов, как «Бич Бойз» — предыдущего десятилетия».
АНДРЕЙ ГАВРИЛОВ