С. РАХМАНИНОВ
ПЕРВАЯ СИМФОНИЯ
Первая симфония Рахманинова, соч. 13. ре минор, закончена в партитуре 30 августа 1895 года, исполнена в первый и единственный раз при жизни композитора в Петербурге, под управлением А. К. Глазунова 15 марта 1897 года.
Симфония не имела успеха. Почему? Современники единодушно обвиняют неряшливо игравший оркестр и дирижера, — равнодушно, механически фиксировавшего сильное и слабое время. Да и петербургская публика была скептически, предвзято настроена по отношению к молодому композитору, у которого даже в родной московской консерватории признавали главным образом стихийный, блистательный пианистический дар, а его музыку, его оригинальные сочинения называли „фортепьянной магией".
Но главная причина была не в этом.
Первая симфония была новаторским произведением. Новаторство заключалось в предельно эмоциональном накале музыки, в искренности и правде чувств, ставящих композитора в один ряд с Чеховым и Левитаном; в его любви и тонком понимании природы, в чарующих музыкальных пейзажах, в могучем, наступательном порыве его музыки, в ее властных, суровых, волевых интонациях и ритмах; в символических, обобщающих колокольных звонах, то торжественных и праздничных, то тревожных, набатных; в его необычайных „бесконечных** мелодиях; наконец, в непревзойденном блеске оркестровых красок и роскоши фортепьянной фактуры. Все эти черты, правда еще в незавершенном, иногда эскизном виде, наличествуют и в Первой симфонии. Она была для Рахманинова принципиальным произведением, в котором он, автор всеми восторженно принятых фортепьянных и вокальных пьес, подводил итог своим юношеским исканиям, формулировал свое творческое кредо.
. . . Провал Симфонии чуть не сыграл роковой роли в развитии Рахманинова. В 1917 году он писал Б. В. Асафьеву: „После этой Симфонии не сочинял ничего около трех лет. Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова и руки ... Симфонию не покажу и в завещании наложу запрет на смотрины".
Первой симфонии предпослан характерный эпиграф: „Мне отмщение и аз воздам".
В ней четыре части:
Grave. Allegro ma non troppo
Allegro animate
Larghetto
Allegro con fuoco
Лейт-мотивом Симфонии является древне-русский обрядовый напев. Финал увлекает метро-ритмическими и темповыми контрастами, грандиозными динамическими нарастаниями.
♦ ♦ ♦
После смерти композитора партитура Первой симфонии была восстановлена по голосам и симфония с большим успехом исполнена второй раз 17 октября 1945 года в Большом зале Московской консерватории под управлением Александра Гаука.